ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ МОРСКОГО МЕСТОРОЖДЕНИЯ
НЕФТИ НА РОССИЙСКОМ УЧАСТКЕ ШЕЛЬФА БАЛТИКИ (Оценка воздействия на окружающую
среду)
Ольга Ефимовна Пичужкина, начальник отдела охраны окружающей среды
и природопользования ООО "ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть"
Hефтяное месторождение Кравцовское (Д-6) (Рис. 1), открытое в 1983 году
в результате геологоразведочных работ, проведенных совместным предприятием
"Петробалтик" (СССР-ПНР-ГДР), расположено за пределами территориальных
вод Российской Федерации, в прилежащем к нему районе. Расстояние до берега
- 22,5 км; глубина моря 25-35 м. Залежь нефти выявлена и оконтурена бурением
5 поисково-разведочных скважин. Месторождение Д-6 является самым крупным
по запасам нефти в Калининградском районе Балтики. Лицензию Министерства
природных ресурсов на право пользования недрами с целью разработки нефтяного
месторождения Кравцовское (Д-6) получило ООО "ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть".
Разработку морского нефтяного месторождения планируется вести с ледостойкой
стационарной платформы (ЛСП). Продукция скважин будет направляться по
трубопроводу на сушу для подготовки нефти, затем трубопроводным транспортом
на комплексный нефтетерминал для отправки танкерным флотом потребителю.
В основу проекта заложен принцип минимизации негативного воздействия
на окружающую среду на всех этапах обустройства и эксплуатации. Наряду
с экологически грамотными проектными решениями в качестве предупредительных
мер, дающих наибольший экологический эффект, служат четко организованные
процессы эксплуатации и технического обслуживания ледостойкой стационарной
платформы.
При принятии проектных решений были выявлены экологические аспекты производственной
деятельности на всех этапах освоения месторождения Д-6. Выявление экологических
аспектов позволило оценить степень воздействия на атмосферный воздух,
недра, морские и подземные воды, морские биоресурсы, влияние отходов производства
и потребления, виды физических воздействий. Все это дало возможность разработать
весь комплекс природоохранных мер, направленных на выбор наиболее дружественных
природе технологий, а управление охраной окружающей среды организовать
в соответствии с требованиями международных и российских норм и стандартов.
Основные объекты производственного комплекса по разработке морского месторождения
можно разделить на три группы:
- - объекты обустройства на море - морские сооружения ледостойкого комплекса,
морской подводный трубопровод;
- - объекты обустройства на суше - нефтесборный пункт, линейные сооружения
(трубопроводы);
- - комплексный нефтетерминал - перевалка нефти морским транспортом.
Это уже действующий объект в п. Ижевское на берегу Калининградского
залива.
Для объектов обустройства были выполнены прогнозные оценки, характеризующие
воздействие на окружающую среду, неизбежно проявляющиеся даже после принятия
всех технически и экономически приемлемых природоохранных мер.
В проекте принята технологическая схема, обеспечивающая "нулевой
сброс" загрязняющих веществ в морскую среду при нормальном (штатном)
режиме работ на морских объектах обустройства.
Были получены прогнозные оценки проектируемых условий водопользования,
распространения взвешенных веществ в морской среде и определения зон влияния
их на гидробионтов.
Эффективность мер по охране морской биоты зависит, в первую очередь,
от общей экологичности проектных решений и принятых природоохраннных мер,
разрабатываемых на основе действующих строительных, технологических, санитарных
и других норм и правил.
На лицензионном участке Кравцовского месторождения обитают, в основном,
весенне-нерестующие виды рыб, в связи с чем при организации строительно-монтажных
работ предполагается не производить прокладку подводного нефтепровода
в весенне-летний период, когда происходит нерест основных видов рыб и
нагул их молоди.
Наиболее заметное влияние на морскую биоту при обычном (штатном) режиме
работ прогнозируется в связи с фактором беспокойства, который может в
разной мере (в зависимости от видовой специфики) проявляться по отношению
к рыбам и птицам. Влияние этого фактора может проявиться в изменении маршрутов
и условий нерестовых, нагульных и зимовальных миграций рыб (треска, шпрот,
сельдь, лосось, кумжа, речная камбала, тюрбо), а также сезонных миграций
птиц в районе размещения проектируемых объектов. В целом, прогнозируемое
воздействие на гидробионты при безаварийной работе комплекса оценено специалистами
как локальное, непродолжительное, незначительное по интенсивности.
Прогнозируется также определенное положительное влияние на гидробионтов:
обрастание подводной части ЛСП водными организмами приведет к развитию
бентоса, который в качестве кормовой базы привлечет на этот участок дополнительное
количество рыб, что в результате положительно скажется на росте продуктивности
этого участка моря. Выполнены расчеты объемов воздействия на биоресурсы
в процессе производства работ.
Воздействие на орнитофауну будет невелико, т.к. в основном гибель птиц
возможна в результате их столкновения с конструкциями ЛСП, освещенными
в ночное время.
Выполненный расчет рассеивания выбросов загрязняющих веществ в приземном
слое атмосферы показал, что наибольшее воздействие на загрязнение атмосферы
будет оказано выбросами от двигателей судов в ходе строительства ЛСП.
Значения 1 ПДК диоксидов азота и группы суммации (диоксидов азота и серы)
могут наблюдаться в море на расстоянии около 5-5,3 км от ЛСП, целиком
находясь в пределах российской части акватории. Период такого воздействия
будет кратковременным.
На этапе бурения и эксплуатации скважин на ЛСП наибольшее воздействие
на загрязнение атмосферы оказывают выбросы оксидов азота: значения 1 ПДК
концентраций диоксида азота и группы суммации (диоксида азота и серы)
могут наблюдаться в море на расстоянии около 1,5-1,7 км от ЛСП. Размер
санитарно-защитной зоны (СЗЗ) не превысит 1,7 км, однако размещение объекта
в открытом море не требует введения ограничений по СЗЗ. Распространение
вредных веществ в атмосфере не достигает ни территории Куршской косы,
ни линии разграничения территориальных вод России и Литвы.
Воздействия на геолого-геоморфологическую среду при строительно-монтажных
работах на ЛСП будут в основном сводиться к двум видам: незначительные
изменения в рельефе морского дна и в составе донных осадков и кратковременное
взмучивание глинистой и песчано-алевритовой фракций, и увеличение по этой
причине содержания взвеси в морской воде в основном вблизи дна.
Постановка на якорь судов-буксировщиков и спасателя в районе установки
ЛСП вызовет локальные и кратковременные нарушения поверхностных донных
осадков. Эти нарушения настолько незначительны, что ими можно пренебречь.
Потенциальным загрязнителем донных осадков и придонных слоев воды могут
стать пластовые воды. Однако технологическим процессом не предусмотрено
отделение пластовых вод на ЛСП, в море их сбросы исключены. Весь добываемый
пластовый продукт без предварительной подготовки перекачивается по подводному
трубопроводу на берег и далее по внутрипромысловому трубопроводу, расположенному
на суше, поступает на нефтесборный пункт (НСП) "Романово". Попадание
в донные осадки органических и биогенных веществ с хозяйственно-бытовыми
стоками при нормальной эксплуатации также исключено, так как стоки в море
не сбрасываются. Что касается возможного влияния ЛСП на литодинамику прибрежной
зоны, то из-за удаленности от берега (>22 км) оно представляется незначительным:
вихревые структуры, которые могут формироваться под влиянием искусственного
подводного препятствия, никак не отразятся на режиме песчаных наносов
и на гидродинамике прибрежной зоны, течения которой слабо связаны с течениями
открытой части моря.
В целом инвестиционные затраты экологического характера, а именно: стоимость
инженерно-экологических изысканий и фоновых экологических исследований,
стоимость разработки экологической части проекта и стоимость природоохранных
мероприятий по объектам обустройства Кравцовского месторождения на море
ориентировочно может быть оценена в 5 млн. долл. США.
Расчет компенсационных выплат на воспроизводство рыбных ресурсов выполнен
АтлантНИРО на базе оценки воздействия, возникающего в процессе реализации
проекта, определенного в натуральном выражении. Сумма компенсационных
выплат определена в размере, эквивалентном 126,7 тыс. долл. США, причем
компенсационные выплаты осуществляются в опережающем порядке.
В структуре экологических затрат предусмотрены платежи за пользование
природными ресурсами и загрязнение окружающей среды в пределах установленных
лимитов: затраты на природоохранные мероприятия, которые будут способствовать
снижению негативного воздействия на окружающую среду.
В целях исследования состояния морской среды в районе структуры Д-6 до
начала реализации проекта ООО "ЛУКойл-Калининградморнефть" организовал
серию фоновых экологических исследований, выполненных силами специализированных
научно-исследовательских организаций в период 1988-1997 гг.
Специалистами АО ИО РАН им. Ширшова в 1988-1991 гг. было проведено большое
количество гидродинамических наблюдений, измерений придонных вдольбереговых
течений от мыса Таран до поселка Рыбачьего на Куршской косе на глубинах
от 3,5 до 20,0 м, а также детальные геолого-литодинамические съемки с
применением новой высокоразрешающей сейсмоакустической аппаратуры на подводном
склоне Самбийского полуострова.
В 1988 г. сотрудниками Калининградского государственного университета
(КГУ) и БМИГЭ была проведена экологическая экспертиза донных осадков акватории
порта Клайпеда и участка структуры Д-6 с отбором проб донных осадков и
определением степени загрязненности их нефтяными углеводородами, СПАВ,
фенолами, пестицидами и тяжелыми металлами.
В 1991 г. аналогичные исследования были выполнены на морских свалках
грунта вблизи портов Пионерский и Балтийск. В этот же период были исследованы
параметры биоразнообразия донных беспозвоночных на фоновых незагрязненных
участках и на свалках, а также воздействие сброса грунта на организмы.
В 1991 г. специалисты ПФ "Экогидротехника" (на базе БалтНИРХ)
совместно с КГУ выполнили комплексные экологические исследования на участке
вблизи структуры Д-6. Собственно экологический мониторинг указанного района
был начат в октябре 1993 г. Основной целью программы мониторинга было
получение современных фоновых характеристик абиотических и биотических
компонентов экосистемы, их пространственной и сезонной изменчивости.
В соответствии с программой мониторинга в октябре 1993 г., а затем в
марте, июне и августе 1994 г. было проведено 4 экспедиции (80 комплексных
станций) на НИС "Монокристалл" и КС -"Атлет-4", в
которых принимали участие сотрудники АтлантНИРО, АО ИО РАН им. Ширшова,
Института микробиологии РАН и КГУ. Дополнительные сведения по гидрологии,
гидробиологии и ихтиологии были получены в результате 4-х экспедиций,
проведенных АтлантНИРО на НИС "Монокристалл" в юго-восточной
части Балтийского моря.
В продолжение программы фонового экологического мониторинга в районе
Кравцовского месторождения в сентябре 1997 г. была выполнена комплексная
экологическая съемка на КС - "Атлет-4", в которой принимали
участие сотрудники АтлантНИРО. В 1997 г. фоновые материалы были дополнены
данными по гидрологии, гидробиологии и, особенно, ихтиологии, собранными
в двух экспедициях научно-исследовательских судов "Атлантида"
(март) и "АтлантНИРО" (октябрь).
Информация, полученная в результате перечисленных исследований, использована
в качестве основы для анализа и оценки фонового состояния компонентов
окружающей природной среды в районе размещения проектируемой ледостойкой
платформы.
Кроме того, проводился экологический мониторинг в районе трассы проектируемого
морского трубопровода от ЛСП до устья р. Алейка в Зеленоградском районе
силами АтлантНИРО. В результате выполненных исследований получены данные
о современных гидрохимических условиях в районе прокладки морского трубопровода
и в реке Алейка, а также о состоянии гидробионтов (бентосных сообществ,
зоопланктона, промысловых видов рыб).
Разработаны принципы организации экологического мониторинга на период
реализации проекта обустройства и разработки месторождения Д-6.
Целью экологического мониторинга в процессе строительства и эксплуатации
морских объектов обустройства на структуре Д-6 является организация регулярных
наблюдений за уровнем воздействия на морскую среду и биоресурсы и последующий
сравнительный анализ результатов наблюдений с согласованными в установленном
порядке нормативами воздействия на окружающую среду.
При планировании мониторинговых наблюдений учитываются рекомендации Хельсинской
Конвенции от 12.03.97 N 18/2.
Предусмотрено отслеживание изменений в характеристиках морских вод, донных
отложений, а также состояния гидробионтов и птиц в месте размещения ЛСП
и по трассе морского подводного трубопровода.
Для непрерывного дистанционного обнаружения нефтяных пятен на поверхности
моря вблизи ЛСП и контроля за их распространением планируется установить
специальное оборудование.
Отборы проб донных осадков и морской воды будут проводиться по четырем
направлениям на станциях, согласованных с природоохранными органами. Также
будет проводиться мониторинг состояния гидробионтов, обитающих в районе
ЛСП. В целях определения степени восстановления бентосных сообществ после
сдачи ЛСП и трубопровода в эксплуатацию целесообразно проводить отбор
проб донных осадков и морской воды один раз в год в течение первых 3-х
лет, а затем по графику, согласованному с территориальным органом госрыбнадзора.
Помимо экологического мониторинга предусматривается организовать систему
производственного экологического контроля.
Учет экологических аспектов намечаемой деятельности и комплексное
решение проблем минимизации отрицательного воздействия на природные комплексы
позволит успешно развивать добычу нефти на континентальном шельфе юго-восточной
Балтики.
|