Наши реквизиты

предыдущая статья к оглавлениюследующая статья

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОВ И СРЕДСТВ ЗАЧИСТКИ ЗАЖИРЕННЫХ И ЗАМАЗУЧЕННЫХ ТАНКОВ СУДОВ
В.П. Яковлев, С.М. Касперук
, КГТУ (Калининград)

Анализ существующих методов зачистки замазученных танков привел к выводу, что их эффективность оставляет желать лучшего, а анализ методов и средств зачистки зажиренных танков показал, что они не только неэффективны, но и неправильны.

Так, существующая технология зачистки зажиренных танков реализуется следующими методами после удаления граксы вручную:

  • обработка паром - пропаривание с целью дегазации танков для достижения норм промсанитарии и обеспечения возможности работы людей в танках по ручной зачистке, а также с целью снижения вязкости жировых отложений и их последующего стекания на дно танка. Однако в результате применения этого метода рыхлый загущенный слой жира превращается в плотную, наподобие эпоксидной смолы пленку толщиной 2-3 мм, которая с трудом поддается скребку;
  • обмыв внутренних поверхностей танка холодной водой брандспойтом (от пожарной системы) или через гидромониторы с целью как дегазации, так и смыва рыхлого загущенного слоя. Очистка смывом холодной воды рыхлого загущенного слоя малоэффективна, этот слой перемещается с одного места на другое, не изменяет вязкости и не стекает вниз;
  • обмыв горячей водой струей под давлением 0,25 МПа уже создает возможности для удаления загущенной рыхлой пленки, а при давлении 0,6-0,8 МПа обеспечивает ее удаление с очищаемой поверхности, однако после обработки горячей водой температурой 60-70°С танки загазовываются, дышать в них без противогазов невозможно. В результате горячей водой нагреваются переборки соседних трюмов, что ведет к порче продукции в этих трюмах, а главное
  • через сутки загущенная пленка на этих переборках, неудаленная в теневых местах обмывом, превращается в плотную пленку, подобную листовой сырой резине, а позже - эпоксидному покрытию.

Существующие гидромониторы только местами срезают и сбивают эту пленку, поэтому для сплошного ее удаления необходимы новые конструкторские и технологические решения.
В настоящее время не достигнуто сплошное удаление и измельчение плотной пленки, поэтому окончательная очистка ведется вручную с помощью скребков.

Замазученные воды для судов промыслового флота находятся, в основном, в емкостях междонного пространства, они отличаются высокой загущенностью и в холодный период так же, как и гракса, забивают шланги и грузовые насосы. Здесь целесообразны эмульгирование для уменьшения вязкости и подогрев в холодный период.

Применение специальных, в том числе и ультразвуковых эмульгаторов, показало, что они не эффективнее эмульгирования посредством барботажа, когда пар соединяется с моечной водой в водяном эжекторе и пульсации паровых пузырьков в воде обеспечивают регулярный барботаж и эффективное эмульгирование, при этом выяснилось, что температура пароводяной смеси, достаточная для эмульгирования замазученной воды, не превышает 60°С, а для эмульгирования граксы - 35°С.

Изменения, предлагаемые нами в технологии зачистки зажиренных танков, основаны на анализе физических свойств рыбьего жира.

Так, температура плавления рыбьего жира, когда он становится текучим, лежит в пределах 25-34°С, при дальнейшем повышении температуры он полимеризуется и загущивается, превращаясь в плотные пленки. Поэтому нет смысла смывать его горячей водой, а тем более пропаривать зажиренные танки. Текучесть зажиренной и замазученной воды незначительно изменяется с повышением температуры, для замазученных вод свыше 60°С, а для зажиренных — более 35°С. Наиболее сложная технологическая задача при очистке зажиренных танков — удаление граксы — поверхностного вспененного комками слоя рыбьего жира. Она забивает храповик, шланги и грузовые насосы даже при положительной температуре наружного воздуха. Ее приходится собирать вручную.

Нами разработано устройство, которое плавает на поверхности зажиренной воды на поплавке, эмульгирует граксу и отсасывает ее через "храповик". Одновременно гидромонитор, находящийся на этом поплавке, обмывает поверхности переборок горизонтальными струями, причем струи стекают так, что не оставляют "теневых зон" за элементами набора.
До сих пор для удаления смывания применялись различные поверхностно-активные вещества, которые сложно сбрасывать в окружающую акваторию по нормам ПДК природно-охранных требований. Наши исследования показали, что эти вещества можно с успехом заменить раствором поваренной соли с плотностью не более 30 промиле. Такой соляной раствор уже можно, не нарушая норм, постепенно сбрасывать в акваторию, исходя из сечения и скорости течения потока реки и т.п.

К недостаткам средств механизации обмыва танков гидромонитором необходимо отнести то, что струи их ориентированы вертикально, в результате чего забрызгиваются уже очищенные поверхности каплями грязной воды, а также наличие "теневых зон" за элементами набора и систем. Эти недостатки устранены в разработанных и апробированных нами гидромониторах.
В отличие от существующей технологии зачистки танков от замазученных вод мы предлагаем пароводяной барботаж с температурой моющей смеси не более 60°С, применения вместо различных поверхносто-активных веществ и моющих растворов раствора поваренной соли с плотностью не более 30 промиле. Для обмыва применять разработанные и провереные нами на судах портофлота Калиниградского рыбного порта гидромониторы с горизонтальным положением струй, не оставляющих "теневые зоны". Для зачистки зажиренных танков разработаны и прошли производственную проверку эмульгаторы граксы, сведенные в единый модуль с "храповиком" для забора эмульгированной граксы и гидромонитором, смонтированные на поплавке. Мыть зажиренные танки горячей водой, а тем более пропаривать их нельзя, т.к. жир полимеризуется и в последующем превращается в трудно удаляемую пленку. Для мойки зажиренных танков целесообразно применять теплую воду с температурой 25-35°С. Для улучшения процесса смывания жира рекомендуется вместо различных моющих растворов, которые сложно сбрасывать, не нарушая требований природоохранных норм, применять раствор поваренной соли плотностью 30 промиле, который хорошо зарекомендовал себя при зачистке зажиренных танков на танкере "Локбатан".

 

предыдущая статья к оглавлениюследующая статья

Rambler's Top100
Hosted by uCoz