Наши реквизиты

предыдущая статья к оглавлениюследующая статья

ИНТЕГРАЦИЯ В УПРАВЛЕНИИ ПРИБРЕЖНЫМИ ЗОНАМИ — ПУТЬ К СОТРУДНИЧЕСТВУ
Сергей Шибаев, Константин Тылик, Дэвид Джонсон

Интенсивное освоение человеком морских ресурсов в последние десятилетия привело к ситуации, при которой рыболовство оказалось лишь одним из многих видов деятельности на водных акваториях. В настоящее время на морском шельфе помимо рыбы, моллюсков, крабов, водорослей интенсивно добываются нефть, газ, другие полезные ископаемые, нерудные материалы.

Происходит дальнейшее развитие судоходства, гидроэнергетики, на побережье строятся порты, дамбы, различные предприятия, города, которые используют водную среду для сброса отходов. В этих условиях оказывается, что вклад водных биоресурсов в экономику приморских регионов по сравнению с нефтью, газом или рекреационными ресурсами оказывается весьма незначительным. Более того, различные пользователи ресурсов вступают друг с другом в те или иные конфликты как путем создания пространственных помех и конкуренции, так и загрязняя среду и приводя к деградации водных экосистем в целом. В этой связи знание только биологии гидробионтов уже недостаточно для их охраны и рационального использования. Необходим комплексный подход, который применительно к водным экосистемам был впервые реализован в различных странах в виде программ управления прибрежными зонами (Integrated Coastal Zone Management - ICZM).
ICZM представляет собой метод поиска решений по охране уникальной системы, включающей наземные образования (пляжи, дюны, болота), само побережье и эстуарии, а также водную акваторию, так или иначе связанную с побережьем (исключительную экономическую зону - EEZ), на основе гармонизации всех многогранных видов природопользования. В декларации ООН, принятой в Рио-де-Жанейро в 1992 г. (статья 17), интегрированный подход в управлении ресурсами определен главным элементом устойчивого развития.

Вполне понятно, что для его реализации необходимы специалисты особой квалификации.
Традиционно система обучения студентов в России строилась на базе отраслевого подхода, при котором будущие выпускники получали глубокие знания в определенной, но, часто, достаточно узкой области. Такая ориентация высшего образования может быть эффективна в некоторых направлениях, и, в частности, в научной деятельности, но оказывается не оправдана в области управления природными ресурсами. В этой связи полезен опыт многих стран мира. Например, в Великобритании широкий общественный резонанс имеет движение по охране прибрежных территорий. Существуют многочисленные общественные, государственные и муниципальные организации, работающие в этой сфере.

Учебные заведения Великобритании уже давно готовят специалистов по прибрежным зонам, и Морской факультет института Саутгемптона предложил использовать свой опыт с целью совершенствования программы обучения специалистов по водным биоресурсам и аквакультуре на факультете биоресурсов и природопользования Калининградского государственного технического университета.

Морская школа, на базе которой был образован институт Саутгемптона, имеет длительную историю развития образования в области морской индустрии, что сходно со специализацией КГТУ, как головного и старейшего вуза рыбохозяйственной отрасли России. При этом географическое положение Саутгемптона на побережье Ла-Манша имеет много общего с расположением Калининграда, сходные природные условия и экологические проблемы в освоении ресурсов прибрежных зон, что и послужило еще одной предпосылкой для выбора партнеров проекта.
Этот проект был поддержан фондом "Know How" Британского Совета по региональному академическому партнерству. Фонд организован в 1997 г. в целях сотрудничества между учебными заведениями Великобритании, России и других стран бывшего СССР для развития образовательных программ по перспективным направлениям.

Возглавил проект доктор Дэвид Джонсон - руководитель отдела науки морского факультета института Саутгемптона. С английской стороны участниками были преподаватели факультета д-р Эндрю Аптон, Пол Райт, Стив Флетчер и специалист в области медиа-техниологии Иан Тейлор.
С российской стороны проект реализовывался кафедрой ихтиологии и экологии в рамках специализации "Управление водными биоресурсами и рыбоохрана". В нем принимали участие проф. В.А. Шкицкий, доценты С.В. Шибаев, К.В. Тылик и С.В. Кондратенко. Координация осуществлялась руководителем управления международных связей университета доцентом А.В. Загородним.

Проект предусматривал изучение опыта постановки экологического образования в Великобритании, в частности, в области экологического менеджмента; ознакомление с практикой природоохранной деятельности на государственном, региональном, местном уровнях, а также с работой природоохранных организаций. Кроме того, планировалась разработка учебных программ по управлению прибрежными зонами с целью внедрения их в учебные планы КГТУ.
В ходе осуществления проекта английская сторона имела возможность познакомиться с постановкой рыбохозяйственного образования в России, изучить проблемы и состояние береговой зоны уникальных территорий Калининградской области, подходы к управлению берегозащитой, а также механизмами принятия решений в области рационального использования природных ресурсов региона.

С другой стороны, преподаватели КГТУ получили возможность оценить подходы к решению аналогичных вопросов на морском побережье Южной Англии - в районах городов Саутгемптон, Веймут, Портсмут, Портланд, а также на всемирно известном острове Уайт. Они приняли участие в ряде природоохранных конференций и семинаров, которые широко практикуются в Англии, и посетили ряд выставок, музеев и научных организаций, в частности, Национальный музей естественной истории, Морской музей, Океанографический центр, расположенный в Саутгемптоне.

Важной часть настоящего проекта явилось освоение опыта преподавания дисциплин, касающихся морской среды, управления прибрежными и исключительными экономическими зонами. С этой целью доцент кафедры ихтиологии и экологии С.В. Шибаев прошел двухмесячную стажировку в Саутгемптоне, изучая организацию учебного процесса, методики преподавания и учебные материалы. Надо заметить, что обучение в Англии существенно отличается от практики, принятой в вузах России. В частности, большее внимание уделяется обучению менеджменту, анализу ситуаций и планированию деятельности в области охраны природы, чем усвоению конкретных сведений.

Результатом выполнения проекта явилось совершенствование программы подготовки ихтиологов за счет включения в учебные планы новых тем и разделов, касающихся исследования морских ресурсов (не только биологических), методов анализа и разрешения конфликтов между природопользователями в прибрежных зонах. Участие в проекте обеспечило доступ к большому объему зарубежной литературы по этим вопросам, которая практически отсутствует в России. В настоящее время в КГТУ идет подготовка новых учебных пособий. К этой работе привлечены и преподаватели кафедры иностранного языка Е.Г. Чалая и И.Г. Гусева. Кроме того, участники проекта прочитали лекции по вопросам экологии прибрежных зон и методам их охраны в странах-участницах для студентов обоих институтов. Результаты были представлены и опубликованы в материалах ряда конференций в России, Великобритании и Польше. Важным является тот факт, что сотрудничество КГТУ с иностранным партнером способствует интеграции в международную деятельность не только сотрудников, но и студентов.

По оценке экспертов фонда, данный проект был признан одним из лучших среди 95 аналогичных проектов, поддержанных Британским советом по образованию.

КГТУ и Институт Саутгемптона решили продолжить плодотворное сотрудничество. В ближайшем будущем планируется начать следующий совместный проект, предусматривающий вовлечение более широкого круга партнеров из разных стран, преимущественно Балтийского региона, имеющих опыт изучения экологии прибрежных зон и управления ими.

 

предыдущая статья к оглавлениюследующая статья

Rambler's Top100
Hosted by uCoz