СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЭЛЕКТРОГИДРОИМПУЛЬСНОЙ ТЕХНОЛОГИИ В СУДОСТРОЕНИИ
И СУДОРЕМОНТЕ
В. П. Яковлев, КГТУ (Калининград)
Электрогидроимпульсная (ЭГИ) технология заняла прочное место в промышленности
как один из современных технологических процессов. Она позволяет непосредственно
использовать электрическую энергию для создания гидродинамических возмущений
с целью обработки материалов. В судостроении и судоремонте ЭГИ технология
делает первые шаги, доказывая преимущество перед традиционными методами
обработки. Так, ЭГИ технология применяется для выбивки изношенных и развальцовки
новых труб в теплообменных аппаратах рыболовных судов, для очистки внутренней
поверхности труб, для раскалывания льдин вокруг докующихся судов, для
раздачи втулок в ремонтный размер, для очистки зарубашечного пространства
ДВС, а также может использоваться в тех технологических процессах, где
необходимо применение направленного мощного и дозированного механического
воздействия, например, для съема поврежденных гребных винтов, пробивания
прохода во льдах, борьбы с обледенением судов, ремонта механизмов, профилактической
очистки от обрастания и т.п. Однако перспективная технология сдерживается
пока низким электрическим КПД. В статье приводятся результаты исследований,
направленных на повышение этого КПД и достижение высокой степени стабилизации
электрического разряда в воде как по форме канала, так и по режиму подвода
энергии. Дело в том, что канал электрического разряда в воде пока чаще
получается ветвистым с КПД 12 - 15% или коронным - 4-5%, реже лидерным,
когда боковые ветви канала развиты слабо - до 25% КПД.
НИИ электрогидравлики Украинской республики в свое время предложили для
достижения лидерного канала применять "взрывающиеся проволочки",
организовали производство патронов с этими проволочками - спиральные или
линейные алюминиевые проволочки в пластмассовом стаканчике с водой. Частично
они решили задачу обеспечения лидерного разряда, но обеспечить подъем
электрического КПД не смогли, потому что в самой идее таких взрывающихся
проволочек заложена причина, препятствующая повышению КПД — индуктивность
проволочки и ее низкое омическое сопротивление. При обычно реализуемых
индуктивности и емкости сопротивление канала разряда должно быть от нескольких
Ом до нескольких десятков Ом, но такие проволочки длиной в несколько сантиметров
не могут обеспечить такого сопротивления, однако вносят вредную индуктивность,
которая затягивает подвод энергии и, тем самым, снижает мощность разряда.
В реальных цепях длина токоведущего кабеля от батареи конденсаторов до
разрядного промежутка составляет несколько метров и в случае наиболее
употребительного высоковольтного коаксиального кабеля составляет 50-75
Ом. Такого сопротивления тонкие проволочки тем более не обеспечат, а если
нагрузка - разрядный промежуток не будет согласован с линией, то ни о
каком демпфировании речи идти не может.
В результате проведенных нами исследований удалось создать "слоистый
взрывающийся проводник", который имеет не индуктивный характер нагрузки,
а емкостный. Но главное его достоинство в том, что он обеспечивает в предпробойной
фазе разряда высокое сопротивление, которое гарантирует отражение энергии
в линию, а после пробоя активное сопротивление резко снижается до необходимой
величины, определяемой сопротивлением ионизированных частиц в канале заданной
величины. В результате электрический КПД разряда повысился до 60%, удалось
получать стабилизированные разряды лидерной форы с резко уменьшенным временем
разряда, что способствует повышению мощности разряда. Слоистый взрывающийся
проводник защищен авторским свидетельством N№ 335881 от 26.06.70 г.
|