Наши реквизиты

предыдущая статья к оглавлениюследующая статья

Как нам реорганизовать РЫБПРОМ
Члены ВТК по разработке КЦП А.И. Симанович, профессор, Я.Г. Кузин, старший научный сотрудник КГТУ

"В 1998 г. объемы вылова снизились до 220,8 тыс. т ( с 750 тыс.т в 1990-91 гг. - прим. авторов), произошло резкое снижение количества действующего рыболовного флота. Если в 1993 г. флот насчитывал более трехсот единиц, то в 1977 г. - 137, а с начала 1998 г. количество рыболовного флота сократилось до 108. Не лучше обстоит дело и с малотоннажным флотом, работающим на Балтике. Флот рыболовецких колхозов сократился по сравнению с 1993 г. на 74 единицы: было 178 судов, осталось 104. По предприятиям: КРК "Запрыба" сократилась на 55 единиц, АООТ "ПБОРФ" - на 68, ОПО "Атлантрыбфлот" - на 12, АО "Рефтрансфлот" - на 49. Оставшийся флот имеет износ 56%, т.е. к 2000 г. будет списано 41 судно. Сокращение флота привело к тому, что нами практически потеряны многие промысловые районы: юго-восточная часть Тихого океана (добыча ставриды), юго-западная Атлантика (добыча кальмара), районы Мозамбика, Сьерра-Леоне, Гвинеи (креветка), САХ (макрурус), Антарктическая часть Атлантики (криль, нототения, ледяная). Уменьшение количества единиц флота привело в резкому сокращению численности работающих в рыбной отрасли. В настоящее время обеспечены работой 14 тыс. чел. (численность работающих в 1991 г. составляла около 50 тыс. чел.). Падают объемы поставок рыбы на экспорт - по итогам за 1997 г. на 3,1 млн. долл. США, а за 1 квартал 1998 года на 5,88 млн. долл. США.

(Из справки советника губернатора Калининградской области А. Будурацкого)

Приведенные откровенно безрадостные цифры и факты вызывают естественный вопрос - как преобразовать рыбную отрасль, составляющую более 30% промышленного производства в регионе? Эта проблема содержит ряд взаимосвязанных задач, и поэтому их разрешение должно быть комплексным, т.е. с помощью отдельных согласованных целевых программ.

Одной из таких программ является Комплексная целевая программа (КЦП) развития рыбоводства и рыболовства во внутренних водоемах и прибрежных водах Калининградской области. КЦП разработана в 1998 г. на инициативной основе временным творческим коллективом ведущих специалистов, в том числе рыбоводов, промышленных рыболовов, судостроителей, экономистов и стоимостных аналитиков из АтлантНИРО, Запбалтрыбвода, обоих Калининградских госуниверситетов, центров ноосферных технологий РАЕН и "Аквакультуры" совместно с сотрудниками обладминистрации, областной Думы и рыбаками-практиками (см. схему).

Основой для разработки программы послужили результаты анализа сложившейся экономической ситуации в рыбопромышленном комплексе области и прогноз ее возможного изменения, которые показали, что без четкого государственного регулирования, организационной и финансовой поддержки федеральных и региональных властей, привлечения частновладельческого инвестирования, преодоление сложившихся негативных тенденций невозможно.

Укрупненно КЦП содержит пять основных блоков:

  1. Добыча сырья (рыбы и морепродуктов).
  2. Производство товарной продукции.
  3. Отраслевой маркетинг.
  4. Система привлечений инвестиций и инноваций в отрасль.
  5. Законодательное и нормативно-правовое обеспечение.

Основными целями программы являются:

  • наиболее полное освоение сырьевой базы рыбохозяйственных водоемов области с целью насыщения местного рынка рыбной продукцией и ее экспорта;
  • доведение к 2005 г. объема выращивания и добычи рыбы во внутренних водоемах и прибрежных водах Балтийского моря до 80 тыс.т и создание на этой основе новых рабочих мест, повышение жизненного уровня населения области, снижение социальной напряженности;
  • максимальная переработка уловов на основе обновленной технологической базы с целью расширения ассортимента рыбной продукции для реализации на внутреннем и внешнем рынках;
  • создание благоприятного инвестиционного климата в сфере рыбоводства и рыболовства, привлечение дополнительных финансовых средств в экономику области, возрождение умирающих рыбацких поселков и сельских населенных пунктов.

Для стабилизации и развития сырьевой базы рыболовства во внутренних водоемах и прибрежных водах необходимо проведение следующего комплекса мероприятий по поддержке его основных направлений:

  1. Искусственное воспроизводство и добыча ценных видов рыб Южной Балтики (угорь, лосось, сиг, рыбец, камбала-тюрбо).
  2. Переработка и реализация рыбы, вылавливаемой во внутренних водоемах области, в том числе кормопроизводство из отходов пищевой промышленности и местного сельскохозяйственного сырья.
  3. Товарное производство, включающее выращивание следующих объектов аквакультуры: форели, карпа, пеляди.

Каждый из названных блоков включает от пяти до восьми ключевых задач. Не комментируя подробно весь перечень задач, намечаемых к решению в каждом блоке, охарактеризуем основные, содержащиеся в блоке 1 и касающиеся флота - его организации и эксплуатации, структуры, пополнения, а также модернизации и судоремонта.

Известно, что одной из значимых проблем рыбохозяйственной отрасли со дня ее создания и по настоящее время является обеспечением эффективной эксплуатации флота, составляющего 75-80% основных фондов.

Известно также,что промысловое судно реально приносит отдачу только находясь на промысле. Все остальное время - затратная часть, т.е. расходы.

Существует интегральный показатель эффективности эксплуатации флота - коэффициент использования Кти, определяемый, как отношение времени нахождения судна в эксплуатации (Тэ) к общим затратам времени, в т.ч. время технического обслуживания и ремонта (Ттор) и потерь различного вида (Тп)

Кти = Тэ / (Тэ + Ттор + Тп)

От величины Кти прямо зависит вылов рыбы и, следовательно, все остальные звенья производственной цепи вплоть до поставки готовой продукции потребителю.

В доперестроечные годы Кти по добывающим судам Западного бассейна достигало 0,93-0,96. Понятно, что в настоящее время его величина значительно уменьшилась.

Сложность, многообразие и объем задач, выполняемых судовыми и береговыми специалистами, предопределили создание компьютеризованного комплекса, дающего в реальном масштабе времени ответы на вопросы, требующие тактического, оперативного и стратегического решений. Такой аппарат рассматривает судно как сложную техническую систему, как объект внимания различных специалистов, лично влияющих на эффективность ее работы.

Работы в этом направлении, выполненные в Отраслевой лаборатории прочности КГТУ в 75-80 гг., завершились созданием системы непрерывного технического обслуживания и ремонта с помощью ЭВМ (СНТОР-ЭВМ). СНТОР-ЭВМ, будучи в 80-85 гг. использованной практически на всех бассейнах и в объединениях бывшего Минрыбхоза СССР, значительно упорядочила техническую эксплуатацию рыболовного флота страны и, по нашему мнению, ее актуальность и возможности в совокупности с координацией и регулированием на региональном уровне (блок 5) помогут усовершенствовать организацию и техническое использование имеющегося флота. Особо важно ее использование для судов со значительным сроком эксплуатации. А в настоящее время именно такие суда составляют преобладающее большинство. Возможность решения этой части задачи отнюдь не исключает необходимость определения структуры, пополнения и модернизации флота. Вероятней всего, в настоящей ситуации СНТОР-ЭВМ поможет на достаточно длительный срок продлить и интенсифицировать использование наличного состава судов за счет улучшения технического состояния (ТС) всех судовых частей и систем, организации технического обслуживания и ремонта в соответствии с фактическим ТС в необходимых и достаточных объемах.

Не секрет, что в настоящее время по объективным причинам (отсутствие оборотных средств, в т.ч. на ТОР) и субъективным решениям ("мое - значит могу свободно распоряжаться") значительное количество вполне работоспособных судов "безоглядно" списывается и продается на металлолом. В условиях хронических финансовых трудностей (а перспективы изменения ситуации, вероятнее всего, безрадостные) представляется, что подобные решения оправданы в редких случаях и при тщательном технико-экономическом обосновании. К примеру, расчеты, выполненные группой аналитиков стоимости Калининградского регионального отделения Всероссийского общества аналитиков стоимости при КГТУ показали, что списание и продажа судов типа БМРТ и РТМ - С на 12-18 году эксплуатации явно убыточна. Здесь уместны иные решения, в том числе быстроокупаемое кредитование, минимальная федеральная и региональная поддержка, налоговые льготы и др.

В этой части в соответствии с выделяемыми квотами вылова в подрайоне 26 (по международному районированию Балтики) КЦП предусмотрено строительство ряда малых рыболовных судов, например, типа известных местным рыбакам универсальных рыболовных ботов "МУРЬ-65", РТБ проекта 21504 и средних хорошо зарекомендовавших себя ("Новое - хорошо забытое старое") судов типа МРС "Керчанин" с незначительной, применительно к нашим условиям, модернизацией (см. приведенную ниже схему реальных действий). Рассмотрены возможности постройки других типов судов.

Такое комплексное решение в частности совпадает с предложениями, содержащимися в статье профессора В.В. Ивченко "Какой быть стратегии развития российского рыболовства на Южной Балтике?" ("МИ", N 3/98"). Это еще раз подтверждает актуальность и правильность пути реорганизации регионального рыболовства, а также необходимость осуществления программы, что в решающей степени зависит от заинтересованности в возрождении рыбопромышленного комплекса региона и поддержки (организационной и финансовой) областного руководства, законодательной и исполнительной властей, а также негосударственных хозяйственных и финансовых структур.

Социально-экономическими результатами реализации КЦП является:

  • значительное увеличение доходной части областного и местных бюджетов;
  • увеличение притока инвестиций в Калининградскую область;
  • увеличение числа рабочих мест на предприятиях, связанных с реализацией программы, и в смежных областях промышленности;
  • насыщение рынка области продукцией рыболовства и рыбоводства по реальным для населения ценам и увеличение ее конкурентоспособности на внешних рынках.

В этом смысле больше плюсов, чем минусов имело бы создание в обладминистрации регионального распорядительного органа, управляющего конкретно нашей рыбной промышленностью и достойно представляющего ее интересы на федеральном и международном (страны Балтики) уровнях.

Рамки настоящей статьи не позволяют подробно изложить решение поистине непростой задачи. Поэтому сообщаем заинтересованным лицам, что изложенная КЦП в полном виде имеется в областных администрации и Думе, а также у авторов-разработчиков.

 

предыдущая статья к оглавлениюследующая статья
Rambler's Top100
Kaliningrad Banners Exchange Network.

Hosted by uCoz