Наши реквизиты

предыдущая статья к оглавлениюследующая статья

Кризис - время ценовых контрастов
Ольга Рябова, менеджер "УРТС"

Завершился рыбопромысловый сезон 1998 г. в северо-восточной Атлантике. Удачным он был или неудачным можно будет судить после всестороннего анализа. Но уже сейчас можно сказать, что есть три критические точки, которые определяют состояние дел калининградских рыбодобывающих предприятий. Сегодня ни одно из них не способно подтвердить свою ликвидность перед кредиторами. А доходность их активов не позволяет им рассчитываться вовремя по текущим заемным средствам. Имеется дефицит профессиональных кадров плавсостава, а также квалифицированных управляющих всех уровней, отсутствует или слабо ведется налоговое и финансовое планирование, и многое другое. По объему выпущенной продукции за девять месяцев нынешнего года калининградские рыбопромысловые компании уже выглядят хуже, чем в прошлом году. Это частично можно связать с сокращением квот на вылов скумбрии и сельди, а также результатом слабого управления промыслом со стороны самих компаний. Хотя отдельные единицы промыслового флота и улучшили свои показатели на добыче окуня в Море Ирмингера благодаря использованию новых рыбопоисковых приборов и усовершенствованной конструкции тралов (БАТМ "Старый Арбат", "Маршал Крылов", "Маршал Василевский"). Потеря промыслового времени на лове скумбрии и сельди составила недолов в среднем 100-150 т рыбы каждым судном. В целом, это почти 1500 т скумбрии и 1800 т сельди. Кроме того, имел место ряд просчетов со стороны компаний по определению сроков рейсов судов и работы экипажей по контрактам. В разгар сельдяной путины некоторые суда снимались с промысла и следовали в порт для отдыха и получения зарплаты. Кстати, зарплату они ожидали еще долго, даже после того, как завершилась работа в экономической зоне Норвегии на сельди. На РТМК-С "Поречье", например, свободных емкостей еще оставалось порядка на 800 т, у БАТМ "Павел Батов" на 500 т. Но, видно экипажам этих судов было крайне невыгодно ловить больше рыбы из-за того, что их заработная плата ничуть не увеличилась бы. ("Статистический анализ "УРТС" по данным АО "Компьютерные технологии").

Рынок рыбопродукции российского производства - спрос на цену
Прошли три летних месяца - периода традиционного снижения спроса на покупку рыбопродукции. Российский рыбопромысловый флот, работающий в северо-восточной Атлантике, завершив промысел скумбрии в центральной части Норвежского моря, вошел в экономическую зону Норвегии, не выбрав квоту по промыслу сельди, двинулся к родным берегам. Рыбы было по потребности, но несогласованность действий калининградских компаний привела к тому, что ограниченная по объему квота вылова, всего 9000 т в НЭЗ и 3000 т в центральной части Норвежского моря, оказалась невыбранной. Причем, основная масса рыбы была более 300-400 г с традиционно большим спросом на российском рыбном рынке, поэтому нет сомнений в том, что эта рыба не лежала бы месяцами в холодильниках. Перед началом оживления рыбного рынка произошли всем известные августовские события, повлекшие за собой углубление экономического кризиса в России. Не обошла эта трагедия и рыбный рынок. Деятельность практически всех компаний в торговой цепочке была на некоторое время парализована. Продукция, произведенная калининградскими рыбопромысловыми компаниями в иностранных экономических зонах для российского рынка, пользуясь огромным спросом, не может найти своего покупателя из-за неопределенности в цене. Сложившиеся цены на рыбопродукцию в течение последних 2-3 лет позволили участникам рынка максимально определить свои отношения и стабилизировать цены на рыбопродукцию по всем звеньям торговой цепочки. Большинство компаний моментом отреагировали на изменение финансовой ситуации и привязали свои цены к доллару США. В результате, в условиях нынешнего курса рубля к доллару стоимость любого вида рыбы становится неприемлемой. Но как показывает опыт прошлых лет, рынок в течение 2-3 месяцев произвольно переставляет акценты по объемам сделок и постепенно подтаскивает цены к реальной рублевой цене по отношению к ценам в долларах США. Некоторые компании, определив цену в долларах на уровне прошлого года, не выдерживают прессинга со стороны покупателей и вынуждены приводить "цену предложения" к "цене спроса". То есть ориентация на определяющие рублевые цены на рыбопродукцию вынуждает поставщиков снижать долларовые ставки. Таким образом прослеживается общая тенденция на рынке снижения долларовых образующих и определение цены в рублях, которая устраивает как продавцов, так и покупателей. Но находятся такие производители, которые твердо стоят на своих долларовых ценах, привязанных к прошлогоднему уровню. Это явилось следствием снижения цен на поставку в Россию экспортной рыбопродукции и реэкспортной (российского происхождения). Держать цены на высоком уровне и не снижать их, пока не отреагирует рынок, как показывает опыт прошлых лет, снижает доходность компаний в расчете на 1 кг проданной продукции. Это вызвано обычно резким увеличением торговых издержек. В этих условиях отечественные рыбопромысловые компании на некоторое время получают значительный приоритет перед иностранными поставщиками рыбопродукции на российский рынок. Малейшая стабильность рубля к доллару США позволяет импортерам выбросить на российский рынок более дешевую рыбопродукцию. В результате продукция российских производителей зависает на холодильниках в среднем на 2-3 месяца. Уровень цен на свежемороженую продукцию в самой потребительской цепочке, начиная от первого оптовика до розничного торговца колеблется довольно незначительно и составляет всего 30-40%.

Оторванность производителей от реальных цен на рынке показывает, что производители из года в год необоснованно завышая себестоимость продукции, завышают и цены в расчете получить сверхприбыль. К чему это ведет - нетрудно догадаться. Высокая ликвидность рыбного рынка основана на умеренных ценах, которые доступны потребителю. Объемы потребления рыбопродукции никогда не были бы столь внушительными, если бы цены на рыбопродукцию сравнялись с ценами на мясопродукты. Поэтому в основном нагрузка по регулированию цен лежит на крупных оптовых торговых компаниях. Покупая рыбу по предоплате у производителей, они стараются убедить последних продавать рыбопродукцию по приемлемым ценам. Это позволяет крупным оптовикам в дальнейшем быстрее продвинуть рыбопродукцию по торговой цепочке, чтобы обороты по товарным позициям держались на оптимальном уровне. Но как показывает жизнь, некоторые производители дестабилизируют не только уровень цен на рынке, но и снижают темпы оборачиваемости капитала на рыбном рынке, а значит - и в рыбопромышленном комплексе России в целом. Свою отрицательную лепту в этот процесс привносят бартерные операции на промысловое вооружение, запчасти, ремонтные услуги и т.д. С желанием побыстрее получить деньги за свою продукцию или услуги, они берут рыбопродукцию по самым высоким ценам. Не ориентируясь на рыбном рынке, эти компании получают большие убытки от торговли. А довольные судовладельцы думают, что так и должно быть. Таким образом, сегодня на какой-то период вновь мы возвращаемся к цене предложения. Цена спроса остается пока в экономической тени.

Экспорт рыбопродукции в Россию чуть притормозил на границе
Поставки импортной рыбопродукции в период финансовой нестабильности становится слишком рискованным. Увеличение стоимости доллара привело к повсеместному снижению цен у производителей импортной рыбопродукции, которые ориентируются на российский рынок Около двух с половиной месяцев потребовалось импортерам, чтобы проанализировать варианты сценариев работы на российском рыбном рынке. Такое положение дел негативно сказалось на объемах поставки импорта в Россию в самом начале сезона и дало толчок снижению цен на сельдь на европейском рыбном рынке.

Еще в начале апреля 1998 г. прошла информация об увеличении квот на вылов сельди в норвежской и английской экономических зонах для своих рыбаков. Это позволило им скорректировать цены в зависимости от объемов квот в сторону понижения, чтобы выдержать общий объем поставок на Россию, так как отказ от части квот на 1998 г. сказался бы серьезным сокращением квот для них на следующий. Кроме того, это привело бы в целом к сокращению квот на сельдь в экономической зоне Норвегии в том числе и для российских рыбаков. В 1998 г. квоты для российских предприятий составили в объеме 135000 т, что на 30000 т меньше, чем в 1997 г.

За последние 5 лет российский рынок привык к импортной рыбопродукции и приспособился к тем удобствам, которые проповедует европейская культура производства. Никому не секрет, что у переработчиков калиброванная импортная сельдь, скумбрия, окунь пользуются большим спросом при той же цене, чем рыбопродукция российского производства. Поэтому при крупнооптовых ценах на сельдь 300+, равных 10-10,5 руб. у российских производителей, импортеры предлагают такую цену, которая соответствовала бы цене на сельдь российского производителя. А в некоторых случаях и подешевле, т.е. 9-9,5 руб. за 1 кг. К тому же, импортеры будут предлагать на рынке России самые выгодные цены лишь с той целью, чтобы вновь выйти на прежние объемы и сохранить основную массу денежных средств на российском рыбном рынке привязанную к импорту, и чтобы не позволить ни одному рублю, связанному с импортной рыбопродукцией, уйти к российским производителям, которые к тому же отчаянно играют на повышение цены, не подозревая, что играют против самих себя.

Реэкспортная рыбопродукция российского происхождения становится дефицитным товаром на российском рыбном рынке
Снижение цен на рыбопродукцию, экспортируемую в Россию, привело к тому, что традиционные реэкспортеры рыбопродукции российского происхождения на российский рынок стали предлагать российским рыбакам довольно низкие цены на покупку скумбрии и сельди летнего и осеннего периодов вылова. В целом цены уменьшились на 130-160%. Реэкспорт на какое-то время стал невыгоден, а российские производители лишились возможности получить валюту за запланированные экспортные продажи. Часть своих затрат российские судовладельцы всегда решали за счет экспорта. Но как это бывает по некоторым неэкономическим законам и необдуманным экономическим расчетам, рыба (скумбрия и сельдь) в этом году ловилась именно для российского рынка, то есть крупная. Мелкая рыба, которая традиционно продается в Египет, Китай и Корею, просто отсутствовала. Поэтому предложенные цены на сельдь 250+, 300+ просто шокировали российских производителей. Последние в свою очередь успокаивали себя тем, что такую отличную рыбопродукцию можно будет быстро продать за высокую цену на российском рынке. Но рынок пока безжалостно относится к желаниям российских рыбаков.

Какие же цены предлагали реэкспортеры российским производителям:

  • сельдь 300+ 250-270 долл. США;
  • сельдь 250+ 230-250 долл. США;
  • сельдь 200-300 200-230 долл. США.

Что касается скумбрии, то от основного объема сделок по скумбрии реэкспортеры отказались вообще еще в начале промысла на этот вид, так как заподозрили возможность обвала рынка на скумбрию не только в России, но и на мировых рынках. Но так как калининградские производители не следят за состоянием и развитием тенденций не только на мировых рыбных рынках, но и на российском, они понесли в общей массе значительные убытки.

Лишь отчаявшиеся судовладельцы совершали сделки с реэкспортерами, по цене спроса только по одной причине: выплатить вовремя валютную зарплату своим экипажам. Поэтому появление незначительных объемов рыбопродукции российского производства, поставляемых иностранными компаниями в этом торговом сезоне 1998-1999 гг. можно будет объяснить в основном этими причинами.

 

предыдущая статья к оглавлениюследующая статья
Rambler's Top100
Kaliningrad Banners Exchange Network.
Hosted by uCoz