Наши реквизиты

предыдущая статья к оглавлениюследующая статья

Перспективы развития порта Гамбург
Доктор Х. Л. Бет (перевод с немецкого)

Перспективы развития портов не могут рассматриваться изолированно, их необходимо видеть в рамках общих тенденций развития. Портам следует в своих оценках в дальнейшем учитывать те требования, которые предъявляет глобальное развитие экономики. В определенном смысле парадигма Тойнби о "вызове и ответной реакции" ("Challenge and response") и в данном случае является общим условием и определяющим фактором шансов развития. Это - действенно для Гамбурга в той же мере, как и для других морских портов во всем мире.

Характерные черты этих тенденций:

  • изменение структур предприятий и долей рынка, среди прочего ввиду приватизации и коммерциализации;
  • снижение трудоемкости и одновременное повышение капиталоемкости производственных процессов;
  • изменение рыночных структур и, вследствие этого, изменение и углубление производственных процессов и расширение спектра предлагаемых услуг;
  • постоянно усиливающаяся конкуренция при расширении ее палитры; с портом конкурируют уже целый ряд портов определенного района с едиными фрахтовыми ставками;
  • весомое изменение лояльности по отношению к местоположению производства, иными словами привязанности к определенному месту деятельности во внутренние районы страны;
  • глобализация спроса и предложения.

И все это, к счастью, при растущем рынке.

Существенные отправные точки в отношении новых требований связаны с ключевым словом глобализация. Она охватывает промышленность, торговлю (сухопутные клиенты) и судоходство (морские клиенты), и в конечном итоге достигает порта. Как порт реагирует на глобальные сети терминалов, на активность своих клиентов-судовладельцев по отношению к ним?

Гамбургский порт приближается по своему объему перевалки морских грузов к планке 80 млн. т. В 1998 г. через него прошли около 77 млн. т грузов. Сюда следует добавить перевалку грузов речных судов объемом порядка 10 млн. т. Последнее квалифицирует Гамбург и как один из самых значительных речных портов Германии, хотя контейнерные перевозки по внутренним судоходным путям еще и находятся в начальной стадии своего развития. Однако уже начинает складываться расширенная линейная сеть.

В перевалке морских грузов порт ожидает рост по среднегодовым показателям от 4 до 5 %, причем следует в отдельности рассматривать те или иные секторы в отношении их темпов роста. В то время как рост в секторе навалочных грузов рассматривается ниже среднего - среди прочего это основано на не оправдавшемся ожидании роста импорта угля - в секторе штучных грузов контейнер является безусловным фактором роста. Непосредственно в нетипично протекавшем 1998 г. была достигнута степень контейнеризации в 90 %. При приросте на более чем 8 % перевалка контейнеров выросла примерно до 3,6 млн. TEU. Тем самым Гамбургский порт занимает седьмое место в списке лучших контейнерных портов мира. При очень детальном рассмотрении периода с 1985 г. Гамбург улучшил свое положение на шесть мест, соответственно выиграв доли рынка у других крупнейших портов.

На период до 2005 г. прогнозируется рост спроса примерно до более 5 млн. TEU. Это - вызов, на который порт должен дать ответ.

Гамбургский порт видит и в перспективе свое позитивное развитие, основанное на следующих факторах:

- Универсальность порта, а тем самым и палитры предлагаемых им услуг, как в отношении широты их спектра, так и их глубины.

При этом универсальность больше не следует определять лишь в горизонтальной плоскости, когда охвачены все секторы перевалки, но и в вертикальной. Дополнительные услуги по складированию, логистике, распределению товаров среди покупателей, компьютерному программному обеспечению позволяют предлагать пакеты услуг из одних рук. И это еще не все, порт расширяет спектр своих предложений и на те услуги, которые оказываются по прибытию в порт и убытию из него.

- Расширение активности во внутренних регионах континента при сохранении управления ими из порта.

Мы видим в этом авангардную роль Гамбургского порта, и в качестве примера можем привести не только модульные железнодорожные системы в Венгрию, Польшу и Чешскую Республику, эксплуатируемые как совместные предприятия с национальными партнерами. Названные системы - HHCE, POLZUG, METRANS - в настоящее время уже перешагнули статус соединения точки отправления и точки назначения между двумя народами. Следует также упомянуть предлагаемые услуги "еврокомби". С основанием гамбургского контейнерного терминала в Любеке, порт Гамбург сможет действовать через группу HHLA на двух морях.

- Существенный долгосрочный потенциал роста во внутренних регионах континента с абсолютными и сравнительными преимуществами в отношении транспортной привязки к порту Гамбурга.

В особенности это относится к Центральной Европе, к региону Балтийского моря и Скандинавии. Последних Гамбург соединяет все более густой сетью связующих нитей с растущими мощностями. Он является самым значительным транзитным портом в дальних морских перевозках этих регионов. Еще не пришло время для прямых заходов судов дальних морских линий в Балтийское море. Чем больше становятся суда дальнего сообщения, тем дальше отдаляется момент реализации. Потенциал роста в Центральной и Восточной Европе видится в восстановлении экономического развития и в постепенной интеграции в мировую торговлю. Для данного региона Гамбург с одной стороны выгоден с точки зрения удаленности, с другой - за счет уже упомянутых модульных железнодорожных систем наилучшим образом привязан с точки зрения транспорта.

- Наличие высокого местного спроса в самом регионе Гамбурга. Судно, пришедшее в Гамбург, находит в нем самом большое количество грузов, которые было бы просто бессмысленно перевозить по суше с точки зрения как транспортной политики, так и народного хозяйства. Судно все-таки является самым выгодным, и при этом экологичным транспортным средством. Высокий уровень местной загрузки кроме того экономически выгоден судовладельцу, если он производит калькуляцию расходов на единицу фрахта.

- Расширение важнейших мощностей.

Здесь достаточно было бы упомянуть несколько важных проектов. Обеспечена реализация углубления фарватера Эльбы. Работы будут окончены в конце 1999 г., обеспечив проход самых крупных контейнерных судов с полной загрузкой. Также в стадии реализации находится проект терминала Альтенвердер. В 2001 г. здесь будут обрабатываться первые суда. Проект в целом, с комбинацией перевалки грузов, складирования, распределения товаров и комбинированного транспорта будет полностью реализован в 2003 г. Расширение мощностей на терминалах Вальтерсхоф и Толльерорт группы евро-причалов, находится в стадии завершения. То же можно сказать о различных проектах, расширяющих складские мощности, возможности логистики и распределения товаров в порту. Растущий спрос требует ко всему прочему приведение в подходящее состояние транспортных мощностей. Среди множества проектов здесь следует назвать строительство четвертой трубы туннеля под Эльбой.

- Действенность организационной инфраструктуры, единственной в своем роде при сравнении с другими портами Не только Гамбург имеет связи со всем миром, но и весь мир ищет связи с Гамбургом. Одним из индикаторов этого являются около 100 иностранных консульских учреждений, другим - тот факт, что в Гамбурге размещаются, либо имеют дочерние предприятия или представительства около 1000 иностранных фирм. Функции центра внешней торговли и одновременно транспортного узла являются предпосылками дальнейшего поступательного развития.

Руководство порта Гамбург уверено, что сумеет расширить центральную функцию основного порта страны и создать необходимые для этого основные условия и предпосылки. Имеющийся у города и прилегающих к нему территорий потенциал представляют собой для этого позитивную основу.

 

предыдущая статья к оглавлениюследующая статья
Rambler's Top100
Kaliningrad Banners Exchange Network.
Hosted by uCoz