Наши реквизиты

предыдущая статья к оглавлениюследующая статья

Симпозиум в Англии - рыбная отрасль в зоне внимания
Станислав Лебедев, генеральный директор фирмы "Станислав",
Дмитрий Мецаев, менеджер по поставкам

С 1 по 4 сентября 1998 г. в г. Чатем (Великобритания) ФАО "Истфиш" (FAO EASTFISH, Denmark) совместно с Институтом природных ресурсов (NRI) и департаментом международного развития Великобритании провели симпозиум "Возможности и препятствия на пути развития предприятий рыбного хозяйства Восточной Европы и СНГ". На нем были рассмотрены вопросы, связанные с деятельностью частных предприятий в сфере рыбного бизнеса:

  • профессиональной подготовки управленческого персонала,
  • обеспечения качества и соблюдения правил гигиены,
  • системы НАССР,
  • кредитов предприятиям рыбной промышленности,
  • маркетинга рыбы и рыбных продуктов.

В работе симпозиума принимали участие руководители министерств (комитетов) рыбной отрасли и директора крупных частных фирм Литвы, Латвии, Эстонии, Украины, Польши, Венгрии, Болгарии, Румынии, Молдовы, Грузии и Туркмении. От России в нем участвовали только калининградцы - генеральный директор фирмы "Станислав" Лебедев С.В. и менеджер по поставкам той же фирмы Мецаев Д.Е.

Наверное, начало кризиса в стране оказалось не лучшим периодом для таких поездок, хотя обсуждение общих тенденций развития рыбного хозяйства восточно-европейских стран должно было представить интерес и для России даже в том плане, что она имеет лидируюшее значение по объемам торговли рыбопродукцией среди этих стран.

В ходе обсуждения было отмечено, что политические изменения в Восточной Европе привели к снижению вылова рыбы примерно в 2 раза, ее импорт возрос в 8 раз, издержки производства стали в 2 раза выше, чем в рыбном секторе Западной Европы. Причинами тому - большой износ судов и плохое оборудование при очень слабых источниках финансирования.

В целом, вопросам финансирования на симпозиуме было уделено достаточно внимания специалистами из финансовых институтов Европы: прямые иностранные инвестиции, портфельные инвестиции, венчурный капитал, системы защиты экспорта, кредитные линии и т.д. Вероятно, наступит время, когда мы сможем цивилизовано работать с международными инвесторами, и знания требований финансовых институтов пригодятся.

Сегодня же можно сделать следующий вывод: не вложив средства сами, мы не сможем убедить других вкладывать деньги в нашу экономику.

Большое внимание было уделено проблеме качества и безопасности продуктов рыбопереработки. В частности - системе НАССР по управлению производством для обеспечения безопасности пищевых продуктов. Так национальные законодательства ЕС, США и Канады требуют, чтобы экспортеры рыбных продуктов в эти страны имели на своих предприятиях эффективно действующие планы НАССР. И, кстати, восточно-европейские страны очень активно занимаются как "гармонизацией" своего законодательства по рыбообработке со станами ЕС, так и практическому внедрению стандартов по качеству и безопасности продуктов на своих предприятиях, что и является привлекательным для инвестирования своих производств. Вообще, проблема безопасности в пищевой промышленности сейчас приобретает в мире очень большое значение с целью защиты потребителя от некачественной продукции.

Вопросы маркетинга, финансирования и развития отрасли были достаточно полно исследованы и раскрыты представителями журнала "Истфиш" Джоном Райдером и Бентом Ралсоном.

Наиболее перспективными, и в то же время требующими наиболее конструктивных подходов, являются следующие проблемы, требующие решения:

  • реконструкция флота,
  • реорганизация доставки и распространения продукции,
  • производство продуктов с добавленной стоимостью,
  • развитие аквакультуры.

На наш взгляд, особый интерес представляло выступление Дэвида Клекхорна из SFIA (Sea Fish Industry Authority), который подробно описал создание и деятельность этой организации, цель которой состоит в том, чтобы прогнозировать и стимулировать потребление рыбопродукции в целом.

Эти программа поддерживается рыбодобывающими организациями и перерабатывающими комплексами. Бюджет SFIA составляет 8,5 млн. долл. США в год и, что наиболее интересно: около половины бюджета, а именно 4,5 млн., расходуется на рекламу.

В программе культурных мероприятий особое впечатление оставил рынок Белингейт ( рыбный рынок Лондона), где в огромнейшем павильоне были представлены все виды морепродуктов, начиная с окуней и заканчивая морскими ежами и различными моллюсками.

Особенно примечательно то, что около 80 % рыбопродукции на рынке составляет живая, свежая или охлажденная рыба.

 

предыдущая статья к оглавлениюследующая статья
Rambler's Top100
Kaliningrad Banners Exchange Network.
Hosted by uCoz