Наши реквизиты

предыдущая статья к оглавлениюследующая статья

Российско-европейская зона свободной торговли
Алексей Игнатьев, генеральный директор фонда "Янтарь"

В 1991 году в результате дезинтеграции СССР Калининградская область Российской Федерации оказалась отделенной по суше от остальной территории страны границами независимых государств и в настоящее время представляет собой российский анклав в балтийском регионе Европы. Вызванный новым геополитическим положением разрыв традиционных хозяйственных связей привел к более высокому, чем в стране в целом, спаду в экономике области, серьезно осложнил ситуацию в социальной сфере. Не имея возможности поддерживать область за счет централизованных крупномасштабных финансовых вложений, руководством страны было принято решение о создании на ее территории свободной экономической зоны, что выразилось в принятии в 1991 г. соответствующего указа Президента Российской Федерации, а в феврале 1996 г. - в федеральном законе "Об Особой экономической зоне в Калининградской области".

Таким образом, в настоящее время практически на всей территории области действует режим свободной таможенной зоны: любые импортные товары, поступающие в область для внутреннего потребления и существенной переработки, освобождены от таможенных платежей - ввозных пошлин, импортного НДС и акцизов. Фактически Россия полностью открыла калининградский рынок для зарубежных товаропроизводителей, а также создала для них уникальную возможность легально избегать необходимости уплаты таможенных платежей при реализации на внутреннем российском рынке своих товаров, имеющих сертификат происхождения в Калининградской области. Создавшаяся правовая ситуация является фактически жестом доброй воли со стороны России - государства, желающего не на словах, а на деле доказать свою приверженность принципам свободной торговли, проповедуемым Всемирной торговой организацией.

Вместе с тем, сегодня Особая экономическая зона (ОЭЗ) в Калининградской области - это как бы улица с односторонним движением: у зарубежных предпринимателей есть принципиальная возможность, используя режим ОЭЗ и создав, к примеру, сборочное производство на ее территории из импортных комплектующих изделий, завозимых в область беспошлинно, избегать необходимости уплаты таможенных платежей при реализации конечного продукта на российском рынке, в то время как рынки многих европейских стран для российских товаров остаются по-прежнему практически закрытыми.

Немаловажным является и то, что в декабре 1997 г. после завершения ратификации всеми странами ЕС вступило в силу подписанное в 1994 году Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между странами Европейского Сообщества и Российской Федерацией, которое станет хорошей правовой основой для дальнейшей работы.

Таким образом, к настоящему моменту и в России, и в Европе созданы все необходимые предпосылки для начала активной реализации проекта. Представляется, что данная инициатива будет иметь далеко идущие положительные экономические и политические последствия как для стран Европейского Сообщества, так и для России, которая на практике сможет содействовать реализации глобальной идеи общей Европы от Атлантики до Урала, превратив Балтийский регион в реальное соединительное звено между ними.

 

предыдущая статья к оглавлениюследующая статья
Kaliningrad Banners Exchange Network.
Hosted by uCoz