Наши реквизиты

предыдущая статья к оглавлениюследующая статья

ОПЫТ КООПЕРАЦИИ РЕГИОНОВ РОССИИ
Федор Яковлевич Катанков
, генеральный директор Дальневосточного регионального центра делового сотрудничества (Ростов-на-Дону, Владивосток, Петропавловск-Камчатский)

Дальневосточные проблемы сегодня на слуху у всех, кто хоть как-то связан с морем и промыслом биоресурсов. После дефолта они обострились в десятки раз, и только в конце второго тысячелетия ситуация более или менее стабилизировалась. Но частые перемены в правительстве и руководстве Госкомрыболовства создали искусственные проблемы рыбакам, которые, находясь вдали от мегаполисов, пытаются свести концы с концами, чтобы дать этим же мегополисам качественный и очень необходимый для жизнедеятельности человека продукт, трудоустроить население, брошенное на произвол судьбы собственным же государством. Многие семьи не могут покинуть отдалённые посёлки, некогда дававшие валютные поступления в казну государства, и сегодня они вынуждены жить за счёт браконьерства для решения одной проблемы - как прокормить семью и получить хоть какое-то медицинское обслуживание. Только глухой и слепой не мог слышать и видеть, какими объёмами вся эта высоко ликвидная продукция незаконно вывозилась за пределы страны и продавалась за валюту, которая там и оставалась. Вопрос: кому это выгодно?

Новому поколению промысловиков достались отдалённые и заброшенные рыбные базы без дорог, связи с профессионалами старшего поколения, истосковавшимися по нормальной работе. Тут надо отдать должное крепким, прошедшим жёсткую школу старых традиций рыбакам, которые больше ничего-то и не умеют, кроме как ловить и перерабатывать рыбу и понимать всю боль своих коллег, плохо разбиравшихся в таких новых для них терминах, как акции, доли, ваучеры. Время не стоит на месте, и естественно устарел и флот, который когда-то был лихим и производительным. Проектные организации, переживавшие не менее тяжёлые времена, предложить что-либо весомое не смогли, а если что-то спроектировали, то и сами не верят ценам, которые озвучивают для судостроителей. Да ещё спроектировали бы то, что надо. Приучен наш народ — купил новое, начинай с ремонта и реконструкции. Бывает такое ощущение, что проектировщики и судостроители боятся идти к рыбакам и присмотреться, чего же они хотят, какие суда сегодня ликвидные, что лучше спроектировать, чтобы было удобно промысловику.

Дальневосточный региональный центр делового сотрудничества (ДРЦДС) создан для решения всех насущных проблем дальневосточников, особенно отдалённых районов Камчатки, где проблемы рыбаков - это их проблемы, и решать их за них никто не будет.

Идея создания ДРЦДС была подсказана временем. Одна из основных проблем работы с Дальним Востоком - это разница во времени от 7 до 10 часов с европейской частью страны, где в основном сосредоточено промышленное производство. Не каждое предприятие начнёт работу с часу ночи. Когда флот нуждался в стабильных поставках продуктов питания и в материально-техническом снабжении, а вместо денег мог дать только рыбу, эту функцию по югу России взял на себя ДРЦДС, подготовив соглашение между двумя субъектами Российской Федерации - Ростовской и Камчатской областями. Кстати, это соглашение действует (в подготовке соглашения активное участие принимали на тот момент два вице-губернатора Ростовской области - Борис Синченко и Владимир Оверченко). Тяжело было смотреть, когда при транспортных затратах в 1,5 руб. крупяные изделия на юге стоили 1,2 руб., на Камчатке - 7-8 руб. Рыба на Камчатке стоила в среднем 7-8 руб., на юге - 15-20. Задачей ДРЦДС было связать эти два узла - аграрники не знали, куда девать урожай, а рыбаки зарывали рыбу бульдозерами.

Когда отношения производителей наладились, перешли ко второму этапу - проектированию и изготовлению экспериментальных и промышленных образцов средств производства по проблемным темам для дальневосточников. Третьим этапом будет налаживание производства по глубокой переработке биоресурсов на юге России. Не даёт нам покоя нерациональное использование географического расположения страны. Что получается: для изготовления одной условной банки консервов за тысячи и тысячи километров везутся компоненты - томат, растительное масло, специи, ЭЖК (жесть пищевая), на самой дорогой на сегодня электроэнергии производится продукция руками северян (с северной зарплатой) и везётся обратно к основному потребителю опять же за тысячи и тысячи километров.

Когда можно всё это привезти одним разом (всё равно везётся) в виде полуфабрикатов (свежемороженой продукции) на относительно дешёвой электроэнергии, в "двух шагах" от производителя растительного масла, томата, ж\банки, и вывозить-то никуда не надо. Тут тебе и рынок сбыта. Математика получается очень интересная. Не придётся покупать консервы в Европе, которые сделаны из нашей рыбы. Только все отчисления получил не наш народ, а "дядя" из заграницы.

Под третий этап нами был подготовлен производственный комплекс с 9 корпусами на территории 10 га с подъездными путями. Беда одна - не хватает средств. А инвесторы бегают и ищут богатых партнеров, у которых залог в виде недвижимости и миллионные оборотные средства. А мы не нужны ни государству, ни инвестору, потому что всё наше богатство - это разработки и реально существующий проект по готовой продукции (по расчётам наша продукция получается на 37% дешевле аналогичной, что могло бы решить проблемы социально незащищенных групп населения, ВС, МВД и т.д.).

Взялись мы за проектирование и строительство промысловых судов прибрежного лова (заказчик ООО "ПЫМТА", с. Устьевое Соболевского района Камчатки), которые бы удовлетворяли всем запросам эксплуатационников. Небольшого размера, скоростных, с достаточным упором на винту, чтобы можно было обслуживать ставные невода в лососёвую путину (постановка невода, буксировка кунгасов), в период ожидания подхода лосося - промышлять снюрреводом, ярусом, донными ловушками, драгой. В штормовую погоду, не рискуя людьми и судном, оно способно выбрасываться на песчаный берег, находясь вдали от устья рек и баз. Это позволяют сделать прочный корпус, омеднённый специальным антикоррозийным покрытием, и двигатель ЯМЗ, надёжность которого не вызывает сомнения (относительно 150-сильных двигателей, традиционно устанавливаемых на маломерных судах, у которых при малейшем перегрузе ведёт головку блока цилиндров и, естественно, к потере промыслового времени). Самое главное преимущество данного судна: он собран только из комплектующих отечественного производства, которые сегодня оцениваются не в долларах, а в простых нашенских рублях, и не надо бегать в поисках СЗЧ, всё рядом и под рукой. Рыбаки-камчадалы, которых мы пригласили на период окончания проектирования и начало строительства судов на юг, тут же передали все свои замечания и пожелания инженерам проектной группы.

В прессе частенько читаем о закладке нового проекта на стапелях того или иного судостроительного завода и в характеристиках читаем: главный двигатель - Caterpillar, траловая лебёдка - датская, реверс редуктор - норвежский, а цена космическая. Где же потом брать бедному рыбаку комплектующие СЗЧ, и на какие средства? ДРЦДС на базе дочернего предприятия НПО "Холодные моторы" спроектировал и изготовил реверс редуктор и полностью гидравлическую траловую лебёдку. Автор проекта Холодный Геннадий Константинович пытал механиков и тралмастеров по всем проблемам промысловых ситуаций для определения оптимального варианта исполнения оборудования. Траловая лебёдка усиленной конструкции легка в обслуживании и ремонте, реверс редуктор прост в эксплуатации, соблюдены все правила безопасности мореплавания. Капитан полностью контролирует процессы траления и выборки, работу на корме с грузовыми стрелами, в любой момент может одним движением остановить процесс аварийной кнопкой сброса давления в гидравлической системе. При маркетинговом анализе данного проекта и общении с рыбопромышленными предприятиями мы установили, что общая потребность в таких тральщиках - 250 единиц только по Камчатской области, не затрагивая Корякский АО, а есть ещё Сахалин, Магаданская область.

Это судно по расчётам промысловиков окупается в течение 4-6 месяцев при цене в 2,4 раза ниже аналогичных. Очень часто рыбаки обращаются с просьбой об отсрочке платежа за судно до окончании навигации.

Обидно, когда страны западной Африки проявляют активный интерес к проекту 20020 "Камчадал", а наши рыбопромысловые компании - нет. Благодаря представителю португалоязычных стран западной Африки г-ну Франчишко де Круш нами уже подписан контракт с ангольской компанией "AFRO DIAMOND" на 10 судов данного проекта, и через министра экономики и финансов республики Гвинея Бисау г-на Флорентино Перейро на стадии подписания находится контракт с правительством данной страны по сборке проекта 20020 на Африканском континенте. Проявила интерес к проекту и калининградская компания "Морская Звезда". Договор пока на стадии согласования.

ДРЦДС не в состоянии осилить всю программу. Мне только не понятно, куда смотрят лизинговые компании? Пока мы объясняли и доказывали банку, как это выгодно и рыбакам, и судостроительному заводу, и самому банку, навигация закончилась, и так два года подряд. Так как Ростовская область - регион аграрный, нам здесь работать очень тяжело. Наш проект глубокой переработки биоресурсов в ЮФО также завис, хотя переселенцев с ДВ, знающих, как это делается, — немало, они сидят без работы, и вся надежда у них на ДРЦДС.

Наша проектная группа занимается не только проектированием и строительством судов. У нас есть проект прекрасного земснаряда, стоимость которого в 2,2 раза ниже, а надёжность - выше аналогичных. Это то, чего не хватало во время затопления Ставропольского и Краснодарского краёв. Наш земснаряд производительный и может подойти для углубительных работ.

Для дальневосточников и северян спроектировали и начали изготовление вездехода на пневмоходу с дальностью пробега до 2 500 км без заправки с максимальным запасом надёжности. При выходе из строя 50% узлов и агрегатов он стоять не будет - привезёт хозяев на место назначения. Медленнее, но привезёт.

Так и наше предприятие — медленно, но до цели своей доберётся.

 

предыдущая статья к оглавлениюследующая статья
Rambler's Top100
Hosted by uCoz