Наши реквизиты

предыдущая статья к оглавлениюследующая статья

28-я СЕССИЯ ИБСФК
Валерий Николаевич Фельдман
, Заведующий отделом Балтийского моря и лиманов АтлантНИРО, кандидат биологических наук, Калининград

28-я сессия Международной Комиссии по рыболовству в Балтийском море (ИБСФК) состоялась в г. Берлине, ФРГ, 9–13 сентября 2002 г. В ней приняли участие представители всех Договаривающихся Сторон Гданьской Конвенции 1973 г. Председательствовал на пленарных заседаниях сессии ИБСФК г-н Л. ВарьЯ (Эстония). Заседания постоянного Комитета по мерам регулирования вел его председатель С. де Маре (Швеция).

Российскую делегацию возглавлял заместитель начальника Управления «Главрыбвод» Госкомрыболовства России В.М. Осадчий. Научным экспертом делегации был автор данной статьи. Делегация состояла из 15 человек, в нее, кроме представителей науки, Запбалтрыбвода и Севзапрыбвода входили руководители рыболовецких колхозов и их объединений от Калининградского и Ленинградского регионов, представители рыболовецких организаций частных форм собственности. К сожалению, представители Администраций указанных областей не приняли участие в работе 28-й сессии ИБСФК, хотя были включены в состав делегации России.

Основные итоги работы 28-ой сессии ИБСФК

1. Использование ОДУ по рыболовным зонам в 2001 г.
ОДУ сельди Центральной Балтики в 2001 г. использован на 90% по сравнению с 70% в 2000 г. ОДУ сельди единицы управления III (Ботнический залив, т. е. подрайоны ИКЕС 30+31) освоен на 88% по сравнению с 79% в 2000 г. ОДУ шпрота освоен на 99% по сравнению с 90% в 2000 г., ОДУ трески освоен на 96,8% по сравнению с 99% в 2000 г. ОДУ лосося в основном бассейне Балтики и Ботническом заливе освоен на 63% по сравнению с 63,7% в 2000 г. ОДУ лосося в Финском заливе освоен на 53% по сравнению с 33,1% в 2000 г.
Перелов квоты ИБСФК по сельди на 25% был допущен Эстонией, которая возразила против рекомендованного ей ОДУ на 2001 г. и установила свою величину ОДУ на национальном уровне в размере 41 070 т. При этом Эстония превысила и эту величину на 1,6%.
Польша также превысила свою квоту по шпроту на 4 126 т, но не в своей рыболовной зоне, а за счет трансферта другим странам.
Комиссия обратила внимание этих стран на недопустимость превышения установленных квот и призвала к более внимательному планированию трансфертов, чтобы избежать перелова национальных квот.

2. Рекомендации 28-й сессии ИБСФК по ОДУ трески, сельди, шпрота и лосося на 2003 г.
Основываясь на рекомендациях Международного Совета по исследованию моря (ИКЕС) и заключениях рабочей группы ИБСФК по долгосрочным целям и стратегиям управления по сельди, шпроту и треске, рабочей группы ИБСФК по правилам рыболовства (г. Краков, Польша, июль 2002 г) и Группы наблюдения по Плану Действий ИБСФК по балтийскому лососю (г. Вааса, Финляндия, июнь 2002 г.), Комиссия установила ОДУ по треске, сельди, шпроту и лососю на 2003 г. (Таблицы 1, 2, 3).

Следуя предосторожному подходу с целью защиты запасов, находящихся по оценке ИКЕС за биологически безопасными пределами, ОДУ уменьшены по сельди 22–29S+32 подрайонов, включая Рижский залив, на 16,8%; по треске всей Балтики - на 1,3%; по лососю Финского залива - на 16,7% по сравнению с 2002 г. Запас шпрота всей Балтики хотя и находится в безопасных биологических пределах, но вследствие слабого пополнения неурожайными поколениями 2000 и 2001 гг. его биомасса снизилась, а его ОДУ соответственно снижен на 18,4%, что и прогнозировалось АтлантНИРО. При этом, по предложению делегации России, зафиксирована возможность пересмотра ОДУ по шпроту в межсессионный период при наличии новых научных данных о хорошем пополнении запасов (по результатам международной учетной съемки в октябре 2002 г.).

В результате осуществления Плана Действий ИБСФК по восстановлению дикого лосося в Балтике численность его заметно увеличилась, что позволило Комиссии увеличить ОДУ по лососю основного бассейна Балтики и Ботнического залива на 2,2% по сравнению с 2002 г.
По указанным запасам соответственно изменены объемы квот Российской Федерации. Следует отметить, что полученные Россией объемы квот по шпроту (с учетом возможного пересмотра в 1-й половине 2003 г.) и лососю не ограничивают возможностей российских рыбаков в 2003 г. ОДУ трески научно обоснован и находится в полном соответствии с принятой ИБСФК долгосрочной стратегией управления запасами трески, а также разработанным в ходе 27-ой сессии Планом восстановления запасов ее запасов.

Что касается сельди, то российская делегация заявила о своем несогласии с резким снижением ОДУ по сельди на 2003 г. и резервировала свою позицию по данному вопросу. Для обоснования своей позиции российская делегация, кроме известных аргументов в пользу признания в 2001 г. Консультативным Комитетом ИКЕС по управлению рыболовством стабильного состояния запаса прибрежной сельди 25-27 подрайонов, использовала отмеченное ИКЕС отсутствие ясно выраженных целей управления, неопределенность ориентиров предосторожного подхода по биомассе и выполненных оценок запаса из-за сложности его популяционной структуры и отсутствия надежных данных о составе смешанных уловов пелагических рыб, особенно в индустриальном промысле на технические цели.

Латвийская и Эстонская делегации опирались на оценки, свидетельствующие о благополучном состоянии запаса сельди Рижского залива и на ясные рекомендации ИКЕС 2002 г. об отдельном управлении им. В результате этим странам, кроме их доли из ОДУ 143 349 т., было разрешено выловить 23 000 т. в Рижском заливе.

В связи с рекомендуемым ИКЕС переходом к новой системе управления запасами рыб в Балтийском море острая дискуссия развернулась по предложениям Сторон об изменении ключей распределения ОДУ сельди и трески по национальным рыболовным зонам. В основном обсуждались предложения ЕС, представленные в виде неофициального доклада в последние дни работы сессии. Большинство делегаций подвергли критике предложения ЕС, не учитывающие существующий баланс интересов всех стран-участниц ИБСФК. В результате было принято решение отложить этот вопрос до следующей 29-й сессии, при этом все стороны должны внести свои предложения по системе распределения ОДУ с учетом рекомендаций ИКЕС и резолюций ИБСФК по стратегиям управления запасами трески и сельди.

3. Рекомендации 28-й сессии ИБСФК по техническим мерам регулирования промысла
Комиссия приняла рекомендацию N№ 7 о запрете на промысел трески в 2002 г. на период с 1 июня по 31 августа (включая оба дня). Повторена рекомендация 27-й сессии о полном запрете на рыболовство в ограниченном морском районе у о-ва Борнхольм на период с 15 мая по 31 августа включительно.

Рекомендацией N№ 8 Комиссия приняла изменения к Правилам Рыболовства ИБСФК N№ 7, 8 и 9.1 в части, касающейся минимальной разрешенной длины трески в уловах, минимального размера ячеи в тралах на промысле трески и максимального процента прилова трески при специализированном промысле камбаловых. Что касается изменения Правила 9.1 по увеличению размера ячеи в кутках тралов со 130 мм на 140 мм, принятого Комиссией большинством голосов, то российская делегация заявила особое мнение по следующим причинам: Результаты изучения селективности ромбовидной ячеи и окон выхода в проекте ВАСОМА содержат много неопределенностей.

Результаты российских исследований, проведенных АтлантНИРО в 2001-2002 гг., показали, что в смешанном тресково-камбаловом промысле, который ведется в юго-восточной Балтике, фактическая селективность окон выхода ВАСОМА снижается и становится равной селективности траловых кутков с ромбовидной ячеей 130 мм. Кроме того, предварительные результаты экспериментов 2002 г. показали, что одна из основных характеристик селективности L50% (длина 50%-ного удержания рыб) ячеей 140 мм оказалась равной примерно 49 см, что намного превосходит селективность окон выхода. Делегация высказала мнение о том, что ИКЕС должен вновь переоценить селективность всех орудий лова, используемых на промысле трески в Балтике, с учетом всех имеющихся данных, включая новые данные, полученные Россией и Польшей.
Польская делегация также возразила против увеличения ячеи до 140 мм с аргументацией, аналогичной нашей, поддержала наше предложение о пересмотре в ИКЕС селективных свойств траловых кутков на промысле трески и потребовала включения такой оценки в запросы Комиссии, направляемые в ИКЕС. Литовская делегация также заявила о необходимости нового рассмотрения вопросов селективности тралов в ИКЕС с учетом результатов российских экспериментов.

Комиссия повторила Рекомендацию N№ 9, согласно которой Статья 3 Правил ИБСФК по межгодовому гибкому ОДУ не должна применяться для сельди, трески и лосося во всех подрайонах в 2003 г. Стороны также согласились, что Статья 4(2) о штрафных санкциях за допущенный перелов в своей ИЭЗ должна применяться в 2003 г. для всех регулируемых видов.

4. Резолюции XIX по стратегии добычи балтийского лосося в районах терминального промысла
Большое внимание на Сессии было уделено воспроизводству и промыслу лосося.
Согласно Плану действий по лососю и резолюции XVI ИБСФК, в соответствии с целями, необходимо:

  • а) сместить промысел со смешанного лова диких и заводских популяций на специализированный промысел заводских популяций,
  • б) оптимизировать эксплуатацию искусственно воспроизведенного лосося.

Договаривающиеся Стороны приняли следующую стратегию по созданию терминального промысла, промысловых возможностей для освоения дополнительного объема заводского лосося и его селективной добычи:

1) Установление промысловых возможностей по освоению дополнительных объемов заводского лосося
ИБСФК на своих ежегодных Сессиях будет устанавливать дополнительный объем заводского лосося для промысла. Он будет базироваться на рекомендациях ИКЕС по имеющемуся количеству не эксплуатируемого заводского лосося и будет выражен в экземплярах.

2) Распределение промысловых возможностей (квот) по освоению дополнительных объемов заводского лосося
Доля общего дополнительного объема заводского лосося, распределяемая Договаривающейся Стороне, будет равна среднему количеству смолтов, выпущенных заводами Договаривающейся Стороны в три предшествующих года, деленному на среднее общее количество смолтов, выпущенных всеми Сторонами за этот же период.

Каждая Сторона должна уведомлять ИБСФК и другие Стороны ежегодно не позднее 30 ноября по дополнительному количеству заводского лосося из своей квоты, которое она планирует использовать в следующем году.

3) Связь с управлением смешанным промыслом
Традиционная квота лосося, распределенная соответствующей Стороне из ОДУ ИБСФК, будет автоматически уменьшена на количество лососей, соответствующее 50% от дополнительного объема заводского лосося, заявленного Стороной к использованию.

Сразу после вступления в силу рекомендации по ОДУ лосося ИБСФК будет информировать Стороны по окончательному количеству лосося, которое каждая сторона может изъять, базируясь на упомянутой выше заявке (нотификации).

Эта ежегодная корректировка количества лосося, доступного каждой Стороне не будет оказывать влияния на ключ распределения ОДУ лосося.

4) Условия использования промысловых возможностей (квот) в терминальном промысле
Промысловые возможности (квоты) в терминальном промысле могут быть использованы только при выполнении следующих условий:
Уловы могут быть взяты только в районах терминального промысла, которые определены Сторонами в соответствии с резолюцией ИБСФК XVI и сообщены в секретариат ИБСФК, а также другим Договаривающимся Сторонам.

Прежде чем начать терминальный промысел, соответствующая Сторона должна предоставить научную информацию и продемонстрировать, что этот промысел может вестись без вылова дикого лосося или пойманный дикий лосось может быть отпущен в неповрежденном состоянии и дополнительная смертность при его вылове незначительна. Научная информация будет рассмотрена ИКЕС.

Промысел дополнительного объема заводского лосося может вестись, только если соответствующая Сторона участвует в программе финклиппинга, описанной в параграфе 5. Всеобъемлющая программа финклиппинга позволит разделять дикого и заводского лососей и будет предоставлять явные свидетельства того, что прилов дикого лосося незначителен.

В терминальном промысле дополнительного объема заводского лосося разрещен к выгрузке только лосось, помеченный в соответствии с п.4.3, или доказанный незначительный штучный прилов дикого лосося.

Должен проводиться тщательный мониторинг промысла, а соответствующая Сторона должна докладывать в ИБСФК количество и состав уловов лосося в каждом районе терминального промысла.

Должен проводиться тщательный мониторинг деятельностьи по выпуску заводских смолтов и ранних стадий жизненного цикла лосося.

5) Всеобъемлющая программа мечения при помощи обрезки жирового плавника (финклипинга)
Договаривающиеся Стороны, ведущие терминальный промысел по добавочным объемам заводского лосося, стремятся участвовать во всеобъемлющей программе финклипинга, которая должна координироваться ИБСФК.

В соответствии с этой программой весь выпускаемый на заводах лосось, по крайней мере за трехлетний период, предпочтительней начиная с 2004 г., должен быть помечен путем обрезки жирового плавника.

ИБСФК и Договаривающиеся Стороны изучат возможности финансовой поддержки для осуществления этой программы.

 

предыдущая статья к оглавлениюследующая статья
Rambler's Top100
Hosted by uCoz