Наши реквизиты

предыдущая статья к оглавлениюследующая статья

КАКИМИ ДОРОГАМИ ВЪЕДЕМ В ЕВРОПУ
О модернизации и развитии транспортной инфраструктуры Литвы - дорог, портов, терминалов в целях приведения их в соответствие с требованиями Евросоюза и о стоимости этих работ корреспонденту "Кяляса" (раздел литовской газеты "Республика") рассказывает вице-министр сообщения А. Щакалис.

Цели
В сентябре 1995 г. на объединенном заседании Транспортного совета Еврокомитета и министров транспорта ассоциированных государств было рекомендовано провести оценку потребностей транспортной инфраструктуры стран-кандидатов в Евросоюз для подключения в единую общеевропейскую систему.

Цель процесса оценки потребностей транспортной инфраструктуры (TINA) - на основе транспортной сети стран-кандидатов определить будущую трансевропейскую сеть в расширенном Европейском Союзе. В целях выполнения и контроля над программой Европейская комиссия образовала группу высокопоставленных должностных лиц от всех стран Евросоюза и 11-ти стран-кандидатов - Болгарии, Чехии, Эстонии, Венгрии, Латвии, Литвы, Польши Румынии, Словакии, Словении и Кипра.

Группа TINA начала свою работу в трех географических регионах - Балтийского моря, Центральной Европы и Юго-Восточной Европы. В настоящее время этими подгруппами руководят соответственно Германия, Австрия и Греция.

Группа также должна провести оценку общих потребностей транспортной инфраструктуры в одиннадцати странах, создать общую мультимодальную транспортную сеть, охватывающую различные виды транспорта и соединить эту часть Европейской сети с уже существующей транспортной системой ЕС. Таким образом, должна быть создана транспортная инфраструктура, обеспечивающая перевозки и услуги на протяжении всего расширенного Союза, а также удовлетворяющая транспортным потребностям в торговле со странами, которые не будут членами Евросоюза. Сеть в странах-кандидатах после их присоединения станет частью трансевропейской транспортной сети расширенного Евросоюза.

TINA в своей работе опирается на следующие положения:

  • сеть должна соответствовать критериям, изложенным в тезисах Евросоюза о развитии трансевропейской транспортной сети;
  • технические стандарты будущей инфраструктуры должны соответствовать мощностям отдельных компонентов сети и ожидаемой интенсивности движения;
  • сеть будет сформирована к 2015 г.;
  • расходы по созданию сети должны определяться согласно реалистичным прогнозам и в соответствии с финансовыми ресурсами таким образом, чтобы средние расходы до 2015 г. не превышали 1,5% валового внутреннего продукта.

Сеть TINA сформирована на базе основной сети, которую предложила Еврокомиссиия. Она охватывает важнейшие коридоры 10-ти мультимодальных государств TINA, утвержденные в ходе lll Всеевропейской транспортной конференцией и основную сеть (транспортные коридоры на территории стран-кандидатов), на завершение которой потребуются расходы в 3/4 от этой суммы.

Предложенную TINA основную сеть составляют приоритетные мультимодальные транспортные коридоры l и lX, охватывающие 893 км дорог, 1184 км ж/д путей, а также транспортные узлы - Клайпедский морской порт, Вильнюсский и Каунасский аэропорты. Дополнительные компоненты сети включают в себя 715 км дорог, 168 км ж/д путей и аэропорт г. Паланги. Общая протяженность дорог TINA в Литве - 1608 км, ж/д путей - 1316 км.

В секретариат TINA были представлены детальные описания транспортных коридоров и транспортных узлов Литвы, сделан прогнозный анализ пропускной способности коридоров и портовых мощностей до 2015 г. Определены приоритетные проекты по модернизации, восстановлению и строительству транспортной инфраструктуры. Общая стоимость этих проектов (долж ны быть реализованы до 2015 г.) по предварительным оценкам достигает 2,328 млрд. экю (более чем 10,5 млрд. лит), из них: на программу модернизации ж/д структуры - 948 экю (42,6%), на модернизацию автомобильных дорог - 607 млн экю (26,1%), на расширение инфраструктуры Клайпедского порта - 588 млн экю (25,3%), на реконструкцию и модернизацию аэропортов - 141 млн экю (6,0%).

За счет предлагаемых инвестиционных вложений планируется увеличить скорость движения поездов на отрезке Виль нюс-Клайпеда до 160 км/час, обустроить ж/д и автомобильные пограничные переходы, модернизировать сигнализационные телекоммуникационные системы на основных ж/д линиях, проложить новый участок ж/дороги европейской колеи с центром управления в Каунасе, предусмотрев возможность транспортировки грузов по ж/д на большие расстояния.

В автодорожной сфере предлагается завершить реконструкцию "ВИА-БАЛ ТИ КИ", восстановить и укрепить дорожное покрытие на трассах Вильнюс-Клайпеда, Вильнюс-Паневежис-Шяуляй-Клайпеда, построить окружную дорогу вокруг Вильнюса, реконструировать дорогу Шяуляй-Таураге с окружными участками вокруг этих городов, а также реконструировать и ввести новые объекты и строения инфраструктуры (мосты, виадуки, разноуровневые перекрестки).

В Клайпедском порту будет реконструирован вход в гавань, углублена акватория основных терминалов порта (до 14-16 м), установлены контейнеры, терминалы для сыпучих грузов, реконструирован терминал типа РО-РО, а также предусмотрено развитие северной части порта (глубина прибрежной части до 18 м). Мощности Клайпедского порта таким образом увеличатся до 35 млн т в год. Предполагается увеличить метеорологический минимум Каунасского и Палангского аэропортов, улучшить инфраструктуру обслуживания пассажиров и модернизировать системы управления полетами в Вильнюсском аэропорту.

Претворение в жизнь данной программы TINA позволит приблизить транспортную инфраструктуру Литвы к техническим стандартам Евросоюза и постепенно подключиться к густой трансевропейской транспортной сети, учитывая и возросшие транспортные потребности Союза. Необходимо отметить, что пакет литовских предложений вместе с предложениями других стран Балтии, Чехии, Болгарии и Словении относят к разряду таких, на реализацию которых потребуется меньше расходов.

Проведенная на сегодня работа показала, что для приближения к техническому уровню транспортной инфраструктуры стран ЕС необходимо в корне изменить политику финансирования. Уже в 1999-2001 гг. в инвестиционной программе государства следовало бы предусмотреть финансирование проектов развития инфраструктуры TINA.

Возможности дополнительного финансирования
В "Повестке дня 2000" Еврокомиссия объявила о выделении помощи странам Центральной и Восточной Европы, стремящимся в ЕС, ежегодно 3 млрд. экю, из них 1 млрд экю - в Фонд структурной помощи Согласия (ISPA), который предоставляет финансовую помощь для реализации проектов в области экологии и развития трансевропейской транспортной сети. Для нуждающихся в помощи стран такая поддержка структурных фондов - большой дополнительный источник финансовых средств.

Средствами этого структурного фонда можно будет воспользоваться с 2000 г. Уровень планируемой помощи будет достигать 75 % всей потребности, однако для получения этих денег необходимо наличие финансирования самим государством. Поэтому соответствующая подготовка позволит лучше решать вопросы финансирования не только за счет средств фонда, но и воспользоваться помощью других международных финансовых организаций.

Эта помощь поровну распределяется на мероприятия экологического характера и развития транспортной инфраструктуры. Финансироваться будут только такие мероприятия, затраты на которые составляют не менее 5 млн экю. Помощь странам-кандидатам Центральной и Восточной Европы будет оказываться в зависимости от площади страны, числа жителей и внутреннего валового продукта. Также будут учитываться и потребности самих стран.

Установлены и приоритеты - это железные дороги, автомагистрали, порты и аэропорты. Министерство сообщения Литвы, основываясь на планах развития сети транспортной инфраструктуры TINA в Литве совместно с секретариатом TINA в Вене подготовило список проектов по улучшению транспортной инфраструктуры, которые в первую очередь могли бы быть обеспечены финансированием из фонда ISPA. На данном этапе в список включены 24 мероприятия (улучшение и реконструкция сети), которые охватывают все транспортные секторы, и особый акцент сделан на реализацию проектов по ж/д, автомагистралям и морским портам.

Для дальнейшего этапа работы выделен краткий перечень проектов в зависимости от их готовности. Этот список был представлен европейским делегациям, координатору ISPA, а также ответственным сотрудникам Европейского инвестиционного банка.

Министерство сообщения Литвы будет придерживаться в отношении ISPA подобной структуры управления секторами по реализации проектов как и в случае подготовки программы TINA. Вопросы стратегии развития транспортной инфраструктуры буду координировать я и Департамент транспортной политики и международных отношений министерства. Входящие в этот департамент отдел стратегии транспортных инвестиций (4 человека) и Дирекция транспортных инвестиций (6 человек) будут отвечать за оценку проектов, общую координацию при их подготовке и мониторинг в ходе реализации. В подготовке проектов не посредственно будут принимать участие отдельные подразделения транспортных секторов центральных администраций по инвестиционным программам. Исследовательский институт дорожного хозяйства - основная инфраструктура Министерства сообщения в плане консультаций по подготовке проектов (включая экономический анализ, а также оценку воздействия на экологическую обстановку) - и будет готовить эти проекты.

Перевел Ю. Хлебников

 

 
предыдущая статья к оглавлениюследующая статья
Rambler's Top100

Kaliningrad Banners Exchange Network.

Hosted by uCoz
Hosted by uCoz