Наши реквизиты

предыдущая статья к оглавлению
Тенденции и перспективы развития туризма в Калининградской области
А.Р. Шамшиев, председатель правления ассоциации туристических агентств Калининградской области, генеральный директор туристической фирмы "Анюта"

Геополитическое положение Калининградской области, ее близость к культурным и историческим центрам Европы, наличие морского и речного портов, Балтийского побережья с его здравницами, закономерно привело к тому, что туризм был выделен в одно из 5 приоритетных направлений экономической деятельности.

В конце 1997 г. областной Думой был принят закон о туризме и программа его развития на территории региона.

Чтобы вести разговор о тенденциях и перспективах туризма, приведем немного статистики: по данным Федеральной пограничной службы в Калининградской области на данный момент существует 24 пограничных перехода, через которые в 1996 г. пересекло границу около 6 млн. человек, и более 8 млн. - в 1997 г., когда за тот же 1997 г. на всю территорию РФ въехало около 17 млн. граждан. Сравнительный анализ прост, если из 8 миллионов примерно 4 миллиона въехало через Калининградскую область, то это составит около 25 % от общего въезда в РФ. Что впечатляет, ведь население области едва достигает 1 млн. человек.

На сегодня, на наш взгляд, в регионе сформировано 6 основных туристических потоков, каждый из которых заслуживает внимания.

1. Въезд иностранных туристов
С момента открытия Калининградской области для посещения иностранными гражданами в 1991 г. въезд туристов этой категории, особенно немцев, претерпел существенные изменения. Ностальгическая волна, достигнувшая своего пика в 1993 г., пошла на убыль в силу естественных причин. И сейчас сегмент рынка немецких туристов заполняется за счет их прибытия из Литвы и, особенно, Польши. На территории Польши за последние годы сложились традиционные места отдыха немцев - агломерация Гданьск-Гдыня-Сопот и Мазурские озера, откуда они не прочь выехать на один-два дня для посещения бывшей Восточной Пруссии. По данным областного ОВИРа в 1996 г. к нам прибыло почти 36 тыс. немецких граждан, в 1997 г. уже 41 тыс. Вывод - поток туристов из Германии не только восстановился, но и имеет тенденцию роста за счет прибывающих из других мест отдыха на короткий срок.

Отметим и несколько возросший интерес к нашей области со стороны европейских бизнесменов. А это реальная возможность роста бизнес-туризма.

2. Въезд туристов из РФ и стран СНГ
За последние 3 года на пляжах Калининградского побережья все больше отдыхающих из РФ и стран СНГ. Нелишне вспомнить, что курорты Балтики были одним из самых излюбленных мест отдыха и лечения жителей бывшего СССР. Светлогорск являлся курортом всесоюзного значения. Сегодня самый крупный санаторно-курортный комплекс Светлогорска - <Янтарный берег>полностью отказался от приема иностранных туристов и принимает только граждан РФ и СНГ. По данным статистики - ежегодно прирост таких туристов на наших курортах увеличивается на 20-25%.

3. Выезд калининградских туристов
В нашем городе бытует фраза: <Только очень ленивый калининградец не был за границей>. И действительно, в области выезда калининградцы очень активны. Они используют все виды транспорта и туристических услуг - отправляются путешествовать морским путем, едут автобусами, поездами, на личных автомобилях, летят самолетами из Калининграда, Вильнюса, Варшавы и Москвы во все концы света. Еще раз подчеркнем крайне выгодное для развития выездного туризма геополитическое положение Калининградской области. Многие дети, родившиеся в этом анклаве, никогда не видели Москвы, но прекрасно знакомы, к примеру, с Варшавой, Прагой или Берлином. Простая арифметика - расстояние от Калининграда до Москвы 1224 км, и чтобы туда попасть поездом или на автомобиле, надо пересечь 3 границы. Первый же погранпереход между Калининградом и Польшей всего в 40 км от города, через 4 с половиной часа можно гулять по Варшаве, оставив позади всего 350 км. Хотите увидеть Берлин? Всего 593 км неплохой трассы и только 2 границы отделяют от него бывший Кенигсберг. В то же время используют наши земляки и возможности отдыха на золотых пляжах Балтики не только своей области, но и в Литве и Польше. Довольно популярны туры в Тунис, Турцию и Болгарию.

4. Транзит иностранцев
В Европе давно существует популярный международный тур - <Балтийское кольцо>, куда входит посещение стран Балтийского региона: Дании, Германии, России, Польши, Латвии, Эстонии, Финляндии и Швеции. Из российских городов в этот маршрут включены два - Калининград и Санкт-Петербург. Путешествуют по <Балтийскому кольцу>люди самых разных национальностей: это немцы и англичане, итальянцы и японцы, французы и американцы, используя для этого большие круизные суда и автобусы. В каждом порту или городе они не задерживаются более одного-двух дней. В 1996 г. Калининград принял более 20 круизных судов.

5. Транзит граждан РФ и стран СНГ
Напомним - Калининград является самой западной точкой Российской Федерации, но не каждый знает, что наш город расположен западнее, чем столица Польши - Варшава. В бывшем Союзе традиционно все пути за границу начинались в Москве или Ленинграде. Сегодня же житель, к примеру Самары, собравшись в Европу, хорошо подумает, стоит ли ему отправляться в загруженную транспортом и людьми Москву, где стоимость переезда от одного аэропорта, вокзала до другого, сравнивается со стоимостью билета от Самары до Москвы, или же ехать, лететь из Калининграда, что значительно ближе, а главное - выгоднее. Прежде всего, это характерно для семей со средним достатком, которые отправляются в экскурсионные туры по Европе на автобусах.

Такие города, как Москва, Санкт-Петербург, Краснодар, Челябинск уже не первый год отправляют своих туристов во Францию, Чехию, Италию, Германию, Австрию через Калининград. В этом году на отдых в Венгрию из нашего города поедут дети жителей Сыктывкара и Тюмени.

Фраза <Калининград мост в Европу>стала для туристов из РФ и СНГ не просто фразой, а объективной реальностью.

6. Шоп-туризм
По предварительным оценкам, в сфере приграничной торговли задействовано не менее 100 тыс. жителей Калининградской области, для которых это не столько бизнес, сколько способ выживания в непростой экономической обстановке, особенно в Багратионовском, Неманском, Нестеровском и Гусевском районах.

Актуальна приграничная торговля и для поляков, которые снабжают оторванную от России область ранними овощами и фруктами - цены на их продукцию очень конкурентоспособны на нашем рынке.

С точки зрения развития туризма и его инфраструктуры перспективными, на наш взгляд, являются 3 из вышеперечисленных тенденции:

1. Наращивание объема въезда туристов из дальнего и ближнего зарубежья, стран СНГ и Российской Федерации. Расширение этого потока возможно при проведении грамотной политики повышения статуса области, как единственной в РФ, расположенной на берегах Балтийского моря и имеющей более чем 700-летнюю европейскую историю.
Нужно не столько возводить новые отели и создавать новые рекреационные зоны, сколько произвести современную реконструкцию доставшегося нам в наследство от бывшего Союза фонда пансионатов, домов отдыха, грязелечебниц и санаториев. Тем более, что некоторые из них - уникальны.
При хорошо организованной и слаженной деятельности тур-операторов, транспортного комплекса и руководства области, эта тенденция развития может иметь прекрасные перспективы.

2. Нельзя не учитывать и прохождение маршрута <Балтийское кольцо> через Калининград. Для равноправного участия в этой акции необходимо активное присутствие Калининградской области в престижных международных салонах и ярмарках (Берлин, Лондон, Москва, Санкт-Петербург), создание благоприятного визового режима для иностранных граждан и, безусловно, стабильная и выверенная ценовая политика.

3. Но самой перспективной и не требующей особых вложений нам видится тенденция к увеличению транзитных потоков через Калининградский регион в обоих направлениях. Что подтверждает статистика - в 1997 г. количество въехавших и выехавших в\из области увеличилось по сравнению с 1996 г. на 25%. В результате концентрации людских и транспортных потоков Калининград постепенно должен стать естественным связующим звеном между Россией и Западом.

Следует напомнить, что туристический бизнес крайне хрупок и напрямую зависим от политической ситуации не только у нас в стране, но и за ее границами.

Ситуация января 1998 г. на российско-польской границе, когда были ужесточены правила въезда с польской стороны, привела не только к резкому снижению (по данным ФПС на 20%) потоков в обоих направлениях, но и к временной потере имиджа привлекательности туристических маршрутов Польши, а соответственно и Калининградской области, как для иностранных туристов, так и для наших соотечественников. В результате чего РАТА была готова объявить Польшу страной, неблагоприятной для туризма, со всеми вытекающими отсюда последствиями.

К июню текущего года положение улучшилось, но планируемое введение Россией пограничного сбора фактически приведет к полной стагнации турбизнеса в Калининградском регионе.

По нашим подсчетам выезд 4 человек на легковом автомобиле за пределы РФ, обойдется примерно в 80 долл. США, и не важно, деловая это поездка или обычный <уик энд>. Такие перспективы очень тревожат население Калининградской Особой экономической зоны, не имеющей общей границы с РФ. Таким образом, с введением нового закона, наша область превращается для большинства ее жителей, из Особой экономической - в закрытую зону.

Интересна также постановка вопроса с взиманием пограничного сбора с иностранных граждан при выезде из РФ. Рассмотрим вероятную ситуацию отказа группы иностранных граждан от оплаты этого сбора. Турист, заплативший за въездную визу, резонно недоумевает - почему он должен платить дважды? И как поступать принимающей стороне, взявшей на себя ответственность за пребывание этих людей на территории РФ, если срок их визы истекает? Насколько нам известно, аналогов новому закону в мировой практике нет.

Поэтому я предложил бы вместо пограничного сбора установить обязательное страхование для въезжающих в Россию иностранных автомобилей, естественно, в разумных пределах. И иностранцы нам еще спасибо за это скажут, так как это привычная для них форма защиты от непредвиденных обстоятельств. Чтобы решить проблему страховок, можно было бы провести тендер среди военных страховых компаний, благо они есть. Не придется принимать на работу дополнительных людей, обучать их, печатать дополнительные бланки, чтобы выдавать страховки.

Подведем итог. Не может быть и речи об успешном развитии туризма без политической и экономической стабильности. События же текущего года не только полностью закрывают вопрос о приоритетности туризма, но и ставят под сомнение его существования как такового.

 

 
предыдущая статья к оглавлению

Kaliningrad Banners Exchange Network.

Hosted by uCoz