Наши реквизиты

предыдущая статья к оглавлениюследующая статья
Портовый комплекс Калининграда в 1997 году
А.Ф. Деменок, заместитель начальника государственного управления транспортного комплексп при администрации Калининградской области

Переработка грузов портами Калининграда в 1997 г. составила 5606,9 тыс.т, что на 588,7 тыс.т (11,7%) меньше, чем в 1996 г. (см. таблицу 1).

Общая проектная мощность калининградских портов - 13,95 млн.т грузов в год, а их грузооборот в 1997 г. составил лишь 40,2%, за 1996 г. - 36% от проектных возможностей портов.

Кроме портов, переработка грузов производилась:

  • на АО "Портовый элеватор" и составила 314,4 тыс.т зерновых и масличных культур, что на 80,6 тыс.т (20,4%) меньше, чем в 1996 г.;
  • на АО "Балтийская нефтеперевалочная компания" и Светловской ГРЭС АО "Янтарьэнерго" и составила 241,8 тыс. т нефтепродуктов, что на 138,8 тыс.т больше, чем в 1996 г.

Анализ таблицы 1 показывает, что переработка грузов за отчетный период во всех портах превысила уровень прошлого года соответственно:

  • в торговом порту - на 12,7%
  • в рыбном порту - на 2,1%
  • в речном порту - на 19,7%.

ТОО "Морской торговый порт Калининград"
Переработка экспортных грузов возросла с 2287,7 тыс.т за 1996 г. до 2579,6 тыс.т в 1997 г., или на 12,8%. Увеличение переработки грузов произошло по следующей номенклатуре:

  • уголь - на 336,9 тыс.т (110,9%);
  • удобрения навалом - на 30,3 тыс.т (10,3%);
  • металлолом - на 75,1 тыс.т (34,4%);
  • контейнеры - на 15,7 тыс.т (27,5 %);
  • руда - на 209,1 тыс.т (более, чем в 100 раз).

Кроме того перегружено 50,1 тыс.т ферросплавов, которые были привлечены к переработке через порт в 1997 г.

Вместе с тем уменьшилась переработка таких экспортных грузов, как:

  • целлюлоза - на 15,2 тыс.т;
  • удобрения в таре - на 108,9 тыс.т;
  • удобрения наливом - на 42,5 тыс.т;
  • бумага - на 31,8 тыс.т;
  • цветные металлы - на 48,1 тыс.т.

Переработка импортных грузов за отчетный период составила 355,5 тыс.т, что на 77,7 тыс.т (17,9%) меньше, чем в 1996 г. Резкое падение переработки импортных грузов в торговом порту связано с возобновлением взимания налога на добавленную стоимость с железнодорожных тарифов на транзитные грузы вопреки Федеральному Закону "О свободной экономической зоне в Калининградской области".

Уменьшение переработки импортных грузов произошло по следующей номенклатуре: черные металлы, сахар, рефгрузы, цитрусовые.

Государственный Калининградский морской рыбный порт
Переработка грузов в 1997 г. составила 1732,2 тыс.т, что на 28,4 тыс.т больше, чем в 1996 г. В основном увеличилась переработка к объемам прошлого года следующих грузов:

  • нефтепродуктов - на 101 тыс.т (17,6%);
  • рыбопродукции - на 21,7 тыс.т (11,9%);
  • прочих грузов - на 56,6 тыс.т (133,5%).

Однако снизилась переработка удобрений в таре - на 110,7 тыс. т (27,2%), наливных удобрений - на 51,7 тыс.т (60,2%).

В связи с открытием 25.10.97 г. постоянной паромной линии Кеге (Дания) - Калининград портом переработано 3,4 тыс.т паромных грузов.

Имеются значительные резервы по переработке нефти и нефтепродуктов, насыпных удобрений, грузов рыбопромышленного комплекса, паромопригодных грузов.

ЗАО "Калининградский речной порт"
Переработка грузов за 1997 г. в порту составила 1614 тыс.т, что по сравнению с переработкой грузов за 1996 г. на 265,5 тыс. т (19,7%) больше.

Переработка экспортного угля за отчетный период составила 1609,4 тыс.т (191%) к 1996 г. (842,4 тыс.т).

В связи с выделением в отдельное юридическое лицо из состава речного порта завода по переработке минерально-строительных материалов (мсм), за 1997 г. переработка мсм составила 4,6 тыс.т (в 1996 г. - 506,1 тыс.т).

Администрация области, Государственное управление транспортного комплекса при администрации области совместно с МПС России, Управлением Калининградской железной дороги, портами и экспедиторскими фирмами провели большую работу по привлечению грузов в порты Калининграда, что позволило увеличить грузооборот портов в 1997 г.

Решение грузовладельцев перерабатывать грузы через калининградские порты или порты стран Балтии зависит от конкурентоспособности железнодорожных тарифов Российской железной дороги на калининградском направлении, а также от тарифов на погрузочно-разгрузочные работы, которые в портах Калининграда по большинству позиций ниже, чем в портах стран Балтии.

Как видно из таблицы по переработке грузов, по номенклатуре (см. таблицу 2), большую долю в общем грузообороте составляет уголь - 38% от общего грузооборота в 1997 г. (21% в 1996 г.). Из этого следует, что калининградские порты могут превратиться в перевалочную базу для дешевых грузов (стоимость переработки угля в торговом порту около 2,0-2,5 дол. США/т), тогда как дорогостоящие российские грузы - металлы, лесоматериалы, нефть и нефтепродукты переваливаются в Риге, Вентспилсе, Лиепая (см. таблицу 3).

Поэтому важными задачами администрации Калининградской области на 1998 г. являются:

  1. Взаимодействие с Правительством РФ, Минтрансом РФ, МПС РФ по вопросам железнодорожной тарифной политики с целью увеличения загрузки портов Калининграда;
  2. Совместная с Морской администрацией порта Калининград работа по привлечению грузопотоков в порты Калининграда путем разумной тарифной политики и улучшения сервиса в портах
 
предыдущая статья к оглавлениюследующая статья

Kaliningrad Banners Exchange Network.

Hosted by uCoz