Наши реквизиты

предыдущая статья к оглавлениюследующая статья

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО МАВРИТАНИИ В ОБЛАСТИ РЫБОЛОВСТВА
Юрий Владимирович Чуксин, кандидат биологических наук

Mавритания является одной из беднейших стран Африки. Бoльшая часть ее суши покрыта пустынями. Для климата характерны сильные засухи.

Ресурсы, которыми располагает государство с населением 2,6 млн. человек, крайне ограничены. Наполовину оно зависит от экспорта одного товара — железной руды. Годовой валовой национальный продукт на душу населения находится на уровне 500 долл. США, и сохраняется тенденция его уменьшения.

Мавритания - прибрежная страна. Её береговая линия простирается на 754 км, площадь шельфа шириной в среднем 50 км составляет 39 тыс. км. Бедность ресурсов суши в какой-то мере компенсируется природным богатством вод исключительной экономической зоны (между 20o36’ и 16o04’ с.ш.).

Ихтиофауна зоны весьма разнообразна. Из нескольких тысяч видов более 300 постоянно встречаются в уловах. Более 170 видов пригодны для торговли. Воды у Мавритании являются одним из наиболее продуктивных районов Мирового океана.

По оценке Национального центра океанографических и рыбохозяйственных исследований (НЦОИР) в 1998 г. общий рыбопромысловый потенциал составляет 1,5 млн. т, причем 65% этой величины приходится на мелкие пелагические виды рыб (сардинелл, ставрид, скумбрий и рыбы-сабли), 20% - на моллюсков (главным образом осьминогов) и 15% — на демерсальных рыб, тунцов и ракообразных.

До недавнего времени эти ресурсы не приносили стране ощутимых доходов. В то же время их интенсивно использовали флотилии неприбрежных государств.

СССР, Испания и Япония вели промысел с начала 60-х годов, позже к ним присоединились суда многих стран. В 1972 г. сведения о промысле стали поступать в Комитет по рыболовству в Центрально-Восточной Атлантике (КЕСАФ). Из этих данных явствует, что ряд стран (Норвегия, Польша, Египет, Ливия, Исландия, Франция) прекратили рыболовные операции более 10 лет назад. Суда других стран появились у Мавритании лишь в последнее десятилетие (Белиз, Панама, КНР, Эстония, Грузия, Латвия, Литва, Россия, Украина, Вануату, Маршалловы острова).

СССР во все времена здешнего рыболовства был лидером. Вылов СССР в водах Сенегала и Мавритании (главным образом, у Мавритании) в 1972-1991 гг. составил 17,9 млн. т.

В 70-80-х годах произошло падение мирового спроса на железо и медь. Резко уменьшилось поступление в страну иностранной валюты, снизились доходы. Это послужило толчком к поискам возможностей запуска в хозяйственный оборот живых морских ресурсов. В 1978 г. территориальное море было расширено до 70 миль. Это знаменовало начало формирования стратегии и политических мер, направленных на развитие рыбохозяйственного сектора. Предусматривалось создание смешанных рыболовных предприятий с 51% мавританского капитала, передача уловов Мавритании или предъявление их инспекции в море, создание береговых рыбообрабатывающих мощностей.

Рыболовная политика приобрела конкретные очертания к 1984 г., в последующие годы она претерпевала изменения и к 1998 г. фокусировалась на двух направлениях:

  • - способствование непромышленному рыболовству;
  • - бoльшая интеграция в национальную экономику.

Выделены семь основных сегментов стратегии:

  • - развитие ресурсов и управление ими;
  • - оживление рыбопромысловых исследований;
  • - повышение уровня морского надзора и мониторинга;
  • - улучшенный маркетинг продуктов и продвижение экспорта;
  • - способствование занятости и профессиональному обучению;
  • - реорганизация Министерства рыболовства и адаптация законодательных и установленных положений;
  • - прибрежное развитие и сохранение среды и биологического разнообразия.

За этими сегментами нынешней политики угадываются особенности развития рыбного хозяйства страны, которое с самого начала стало средоточием международных связей.

В настоящее время использование ресурсов зоны Мавритании происходит в трех различающихся секторах: кустарных рыбаков, промышленном местном (в национальных и совместных компаниях) и рыбаков дальнего лова (distant water fleet). В их рамках сформировалось несколько специализированных промыслов со своими типами судов, технологией, методами и орудиями лова и пр. Некоторые из них требуют высоких технологий промысла и обработки, например, траловый лов мелких пелагических видов рыб, в других может быть применена сравнительно простая технология.

Данные таблицы 1 позволяют получить представление о структуре морских уловов.

Флотилии неприбрежных стран используют ресурсы мелких пелагических видов и, частично, демерсальных рыб, головоногих и ракообразных.

Местные промышленные флотилии специализируются на добыче осьминогов и кальмаров, различных донных видов рыб и сардин. Местные промыслы получили развитие в 80-е годы с пиком уловов (95 тыс. т) в 1985 г. В 90-е годы уловы были в пределах 47-74 тыс. т при тенденции их снижения, начиная с 1993 г. Общее количество рыбаков - 7-10 тыс. чел., половину из них составляют кустари. Обладая крупнотоннажными кормовыми траулерами, рыбаки бывшего СССР всегда были основными пользователями ресурсов мелких пелагических видов рыб. Таблица 2 характеризует масштабы промысла СССР, а также Румынии, Мавритании и других стран. Уловы СССР находились в пределах 235-366 тыс. т в год. В 90-е годы уловы России уменьшались (в отдельные годы - до десятков тыс. т), и в 1997-2001 гг. были на уровне 109-230 тыс. т:

Общий вылов мелких пелагических рыб после достижения пика в 1987 г. (472 тыс. т) уменьшался, но в 1996 г. был получен рекордный улов в 590 тыс. т. В 1997 г. наблюдалось снижение вылова (453 тыс.т), а в последующие годы - рост уловов.

Высвобождалась ресурсная ниша, и этим не преминули воспользоваться рыбаки других стран.

В таблице 3 приведены данные о компонентах улова мелких пелагических рыб. Можно заметить, что доминантой 80-х годов были ставриды. Их значение резко сократилось в 90-х годах, и первую позицию стали занимать сардинеллы. Скумбрии играли второстепенную роль, но во второй половине 90-х их годовые уловы увеличились в 2-4 раза, достигая 44-84 тыс. т.

В отдельные годы добывалось значительное количество рыбы-сабли. Так, в 1986-1988 гг. доля рыбы-сабли в среднем составила 12% объема уловов.

Нет каких-либо симптомов перелова ресурсов мелких пелагических видов как единого целого. Однако, по заключению рабочей группы ФАО по оценке мелких пелагических видов рыб мористее Северо-Западной Африки (Нуадибу, Мавритания, 24-31 марта 2001 г.), в последние несколько лет прослеживается тенденция уменьшения доли ставрид и сардинелл. Ожидается, что их запасы будут уменьшаться и далее в случае дальнейшего роста промышленного рыболовного усилия в районе. В качестве главной рекомендации рабочая группа предложила принять предосторожный подход и не увеличивать объединенный улов мелких пелагических видов рыб выше среднего уровня, достигнутого в течение 5-ти последних лет (1995-1999).

В отличие от многих других прибрежных стран Мавритания держит широко открытыми двери для иностранных рыболовных судов, и это закреплено законодательством.

Разрешение на промысел могут получить отдельные суда. В этом случае судовладельцы, приобретая лицензию, должны передать в государственное казначейство залог. При промысле пелагических видов таможенные сборы составят 20% от общей стоимости улова ФОБ.

Суда могут быть арендованы местными компаниями. При промысле головоногих и донных видов рыб они должны передать мавританской стороне как минимум 35% стоимости вылова. Экипаж этих судов должен быть на 35% укомплектован мавританцами.

Наиболее крупные местные рыболовные компании — это "Сомарупеко"(президент М. Низаши), "Ассоциация пелагического промысла"(президент Б. Аббас), "Атлантик Пелажик"(президент М. Бенза). По договорам о фрахтовании судна с этими компаниями на пелагическом промысле работают порядка 40-45 кормовиков Севера и Запада России, Новороссийска, стран Балтии, Украины. 20% стоимости продукции судов передается мавританской стороне.

Несмотря на то, что политика создания смешанных компаний в 70-х годах потерпела неудачу, а недавно прекратил свое существование МАВСОВ, эта схема партнерства с участием Алжира, Китая, Франции, Ливии, Республики Корея сохраняется.

Надежды Мавритании на двусторонние межправительственные соглашения по рыболовству в полной мере не оправдались. Но они являются важным источником гарантированных финансовых поступлений. Их доля в государственном бюджете в 1986-1996 гг. изменялась от 8 до 16%, а в период 1996-2001 гг. она выросла до 27%.

В середине 80-х годов Мавритания заключила рыболовные соглашения с Нигерией и Сенегалом, в конце 80-х и начале 90-х - с ЕС, Японией, Китаем и Украиной, в 1997 г. - с Россией.

По специальному соглашению с Китаем в обмен на помощь этой страны в водах Мавритании ведут промысел 30 судов.

Большое значение для Мавритании как источника иностранной валюты имеют соглашения с Европейским Союзом (1987-1992, 1993-1996, 1996-2001, 2001-2006 гг.).

В качестве финансовой компенсации за право доступа правительство страны получает большие суммы. По последним трем соглашениям они составили 78 млн. экю; 266 и 430 млн. евро соответственно. Некоторые суммы предоставляются на научно-технические программы и практическое обучение персонала. Весьма важны эти соглашения и для ЕС, особенно последнее, которое позволило в значительной мере преодолеть негативные последствия неудачи с заключением соглашения с Марокко. Жизненно необходимо было "пристроить"400 судов, оставшихся без сырьевой базы.

На промысле головоногих будет занято 55 судов против 42 ед. по предыдущему соглашению, 67 тунцеловов против 57, 15 пелагических траулеров против 22.

Все эти суда (порядка 150 ед.), как и суда других стран и промышленного сектора Мавритании, работают по лицензиям. Плата за них для судов ЕС, в зависимости от вида промысла, осуществляется судовладельцами либо за судно в год, либо исходя из водоизмещения судна (судов) в брт.

Недавно Суд арбитров ЕС выступил с новыми обвинениями в адрес Европейской комиссии (ЕК) в нерациональном использовании средств, затрачиваемых на заключение рыболовных соглашений с третьими странами. По мнению Суда, практический результат этих соглашений невелик по сравнению с суммами затрат, которые с 1993 по 1999 гг. выросли на 45%. Оплачивается так называемая "бумажная рыба", которая никогда не вылавливалась и существует только на бумаге. Однако значение таких соглашений, как сделки с Марокко, Мавританией, Сенегалом и Аргентиной, стоимость которых (вместе с Гренландией) в 1999 г. составила 92% бюджета ЕС на заключение рыболовных соглашений с третьими странами, трудно переоценить. Таким путем ЕС пытается решить проблему все увеличивающегося переизбытка мощностей рыболовного флота. Между тем возрастает и зависимость Сообщества от этих сделок.

Эту проблему ярко иллюстрирует неудача с возобновлением соглашения с Марокко, когда сотни судов Испании и Португалии пришлось поставить на прикол.

В рамках многолетней программы ориентации (MAGP) в ЕС действует схема управления флотом Сообщества. Основная ее цель - приведение в соответствие мощностей промыслового флота (промыслового усилия) с величиной используемых живых морских ресурсов. Однако эта программа не исключает возможность сброса мощностей флота за пределы вод ЕС. Это касается, в частности, крупнотоннажных промысловых судов. В последние несколько лет на верфях Испании и Норвегии построены 4 огромных траулера новой генерации, изначально предназначенных для работы в водах третьих стран. Длина этих судов - от 141 до 144 м, водоизмещение - до 9 тыс. т и более, суточная заморозка - 350 т. В свои трюмы они могут взять до 5,5-7 тыс. т рыбы. Стоимость судов - до 65 млн. долл. США. Их назначение - промысел мелких пелагических видов рыб: сардин, ставрид, путассу, сельди, скумбрии и др.

Три траулера построены для голландской фирмы, один, гигант Atlantic Dawn, — для ирландской компании. Владелец последнего, пытаясь обойти ограничения ЕК в связи с существующим избытком мощностей рыболовной флотилии Ирландии (20-30%), намеревался ввести судно в регистр торговых судов в качестве рефрижератора.

Сейчас все 4 судна присоединились к другим 10-12 судам ЕС (в основном, голландским), ведущим лов мелких пелагических рыб в водах Мавритании. Эта флотилия - предыдущей генерации судов длиной 95-126 м, водоизмещением до 7 тыс. т, мощностями на заморозке рыбы от 120 до 250-325 т/сутки.

Операции судов новостроя в водах Мавритании вызывают протесты организации "Гринпис", Всемирного фонда дикой природы (WWF). Следуют обвинения в злоупотреблениях ЕС ресурсами страны ("полные сети пустые воды"; "плати, лови и уходи"). Судовладельцы выдвигают свои аргументы: "Мы вынуждены наращивать мощности судов, чтобы получить возможность вести рентабельный промысел малоценной рыбы и поставлять высококачественную продукцию по приемлемым ценам (300 долл. США за 1 т) беднейшему населению таких стран, как Гана, Кот-д'Ивуар и Нигерия". Atlantic Dawn получил доступ к ресурсам по специальному частному соглашению с правительством Мавритании.

Голландские судовладельцы особо отмечают, что они заинтересованы в долговременном использовании ресурсов и хотят быть уверенными в том, что их огромные затраты на суда и инфраструктуры окупятся в полной мере.

Поэтому, в целях сохранения запасов и управления ими, голландские судовладельцы вкладывают деньги в программу оценки запасов и оснащения специальной техникой и оборудованием НЦОИР. Кроме того, их промысловое усилие естественным образом замещает сократившиеся мощности судов бывшего СССР и стран Восточной Европы.

Предоставляя флотилиям дальнего лова права на доступ к ресурсам, Мавритания имеет не только очевидные выгоды в виде прямых выплат и приобретения иностранной валюты. Большое значение для нее имеют такие формы дополнительных услуг как обучение персонала, создание инфраструктур (рыбоперерабатывающих предприятий, верфей, постройки патрульных судов и др.). В настоящее время созданы рыбоперерабатывающие береговые мощности. Флотилии дальнего лова, в том числе ЕС, обычно соглашаются выгрузить хотя бы часть своих уловов в Мавритании. ЕС передал Мавритании 4 патрульных судна общей стоимостью 1,6 млн. евро. Ощутимые выгоды приносят торговые соглашения или конвенции, в рамках которых происходит обмен доступа к ресурсам на доступ к рынку Сообщества. Благодаря таким соглашениям, а также международным процессам и мерам по либерализации торговли, ЕС, главный импортер рыбы из развивающихся стран, предоставляет своим торговым партнерам преференции в форме сокращения тарифных барьеров (квоты, уровень таможенных пошлин). Определенным ориентиром национального рыболовства при выборе стран-партнеров является его экспорт. Так, был основан и развит реальный канал для экспорта морских продуктов в Европу, и результатом этого явился значительный сдвиг рыболовного усилия от видов, предназначенных для местного потребления, к экспортным видам.

Введя весьма жесткие правила, касающиеся качества пригодности продукции для потребления, ЕС оказал влияние и на подходы Мавритании к этой проблеме. В 1994 г. правительство страны приняло закон об условиях инспекции, санитарии и гигиены продуктов. НЦОИР был определен как единственная организация, ответственная за его применение. В центре был образован ветеринарный департамент, выдающий санитарные сертификаты, необходимые для экспорта продуктов.

В настоящее время Мавритания располагает тремя рынками сбыта рыбных продуктов:

  • - Европейским - для продуктов донного промысла (Европейский Союз) и Восточно-Европейским - для мелких пелагических видов;
  • - Японским - для головоногих моллюсков (главным образом осьминога);
  • - Африканским - для мелких пелагических, сушеной рыбы, в основном скатов и акул.

Монополия на уловы головоногих и демерсальных рыб в промышленном и непромышленном секторах находится в руках Мавританской компании по торговле рыбными продуктами (SMCP), которая экспортирует их в Японию и Европу. В 1996 г. на эти рынки было поставлено 18 и 22 тыс. т продукции соответственно. В стоимостном выражении экспорт на 43-44 % состоит из осьминогов, на 20% - из мелких пелагических видов.

Стоимость экспорта в 1987 г. была 271,2 млн. долл. США, в 1991 - 236, в 1996 г. - 192 млн. долл. Усиливающаяся либерализация мировой торговли, рынков и цен, политика либерализации экономики, проводимая международными финансовыми институтами (особенно Всемирным Банком), обусловливают проведение правительством некоторых реформ и структурного регулирования. Государство отходит от производственного сектора, проводит приватизацию государственных компаний. Была приватизирована и SMCP, и правительство оставило за собой только 35% капитала. Было ликвидировано наполовину государственное предприятие МАВСОВ.

Международное сотрудничество в области рыболовства безусловно способствовало улучшению функционирования рыбной отрасли. Следствием рыболовных соглашений и либерализации мировой торговли стали возросшие потоки продуктов на экспортные рынки.

Но постоянно росло и промысловое усилие. Пресс промысла превысил допустимые уровни и произошел перелов ряда запасов. Резко уменьшились запасы ряда спаровых видов; серрановых (каменных окуней) - наполовину за последние 15 лет; скатов; осьминога, уловы которого за 4 года сократились на 50%. Повинны в этом и государство с его политикой проб и ошибок в развитии донных промыслов, и флотилии ЕС, осуществляющие анархический лов и нарушающие все нормы и правила рыболовства в погоне за "быстрыми", сиюминутными прибылями.

Одна из линий международного сотрудничества Мавритании связана с научно-техническим содействием, оказываемым развитыми государствами в виде помощи рыбному хозяйству страны. Такая помощь предоставлялась Францией, Германией, Японией и Испанией. Программы содействия развитию местных промыслов, традиционного рыболовства и прибрежного надзора выполнялись и благодаря финансовым средствам, поступающим из различного рода фондов (Арабского фонда социального и экономического развития, Африканского фонда развития, Европейского фонда развития) и Всемирного банка.

В 1994 г. Германия согласилась предоставить Мавритании 4,4 млн. долл. США на поддержку надзора, мониторинга и контроля промыслов.

Быстрое развитие судами ЕС промысла мелких пелагических видов рыб с 1996 г. заставило задуматься о потенциальном риске перелова запасов, мигрирующих в водах Мавритании, Сенегала и Марокко.

Страны, проводящие политику рационального использования этих ресурсов, нуждаются в достоверной информации об их состоянии для выработки подходов управления. С этой целью КЕСАФ создал специальную рабочую группу по мелким пелагическим видам. С 1998 г. действует проект "Исследования экосистем мелких пелагических видов исключительной экономической зоны Мавритании" (НЦОИР и голландский институт RIVO). В 1998-2000 гг. проект финансировался Ассоциацией голландских владельцев судов пелагического лова (DFTA), а с 2001 г. и до конца 2004 г. финансирование проекта взяло на себя Министерство сельского хозяйства и рыболовства Нидерландов. Общей задачей проекта является содействие лучшему управлению запасами мелких пелагических в западно-африканском регионе с помощью более точной оценки этих запасов.

Вкупе с указанным проектом общей стоимостью 2 459 тыс. евро выполняются еще несколько проектов: КЕСАФ (новая рабочая группа для мелких пелагических); Нансеновская программа (развитие собственных национальных акустических съемок); FIAS (Система рыболовной информации и анализа); Германский проект рыболовной инспекции; Русский проект технического содействия (дополнение русской экспертизой мавритано-голландского проекта).

Советский Союз был постоянным партнером Мавритании в рыбохозяйственных исследованиях, подготовке национальных кадров и пр. Эта традиция сохраняется и сегодня.

В связи с возможным заключением нового межправительственного рыболовного соглашения между Россией и Мавританией представляет интерес анализ причин значительного сокращения промыслового усилия бывшего СССР в водах Мавритании в начале 90-х, который помещен в одной из публикаций ФАО (Report of the study on exploitation and use of small pelagic speсies in West Africa. FAO, Rome, September 1994).

Автор публикации Лена Вестлунд, аналитик планирования рыболовства, используя данные совместных компаний в Нуадибу 1992-1993 гг., произвела расчет экономической эффективности работы судна типа "Супер-Атлантик"(РТМС). Ее анализ затрат и доходов при лицензионном промысле в водах Мавритании в условиях прекращения государственных дотаций и развала экспедиционного рыболовства показал, что операции судов этого типа убыточны. Слишком велики лицензионные сборы и потери промыслового времени на заходы в порты.

Проведя "настройку"данных, Вестлунд нашла, что для получения внутренней нормы прибыли в размере 12%, необходимо увеличить годовой вылов судна с 5 600 до 10 000 т и более, а лицензионные сборы уменьшить на три четверти.

В заключение автор подчеркивает важность сравнительных финансовых анализов различных промыслов мелких пелагических видов рыб как в регионе у Африки, так и в других частях света.

 

 
предыдущая статья к оглавлениюследующая статья
   
Rambler's Top100
Hosted by uCoz