Наши реквизиты

к оглавлениюследующая статья

Восточная Балтика - пример добрососедства и конструктивного межрегионального сотрудничества в Европе
Романов Сергей Леонидович
родился в 1955 г. в г. Москве. В 1978 г. закончил Московский государственный институт международных отношений, в 1996 г. — с отличием Дипломатическую академию МИД РФ. 1978-1982, 1990-1994 гг. — работа в советских и российских загранучреждениях ГДР и ФРГ. С 1994 г. — старший советник Департамента по связям с субъектами Федерации, парламентом и общественно-политическими организациями МИД РФ. Автор более 20 публикаций в российских СМИ о Германии, а также международного сотрудничества субъектов РФ

Регион Балтийского моря по многим параметрам имеет исключительно важное значение не только для создания зоны безопасности и доверия на Севере Европы, но и для развития общеевропейских интеграционных процессов, в том числе и на региональном уровне. Одним из наглядных примеров успешного международного трансграничного сотрудничества являются конструктивные, взаимовыгодные добрососедские связи между сопредельными приграничными территориями РФ и Финляндии, на протяжении ряда лет успешно сотрудничающими в экономической, гуманитарной и культурной сферах и решающими в конструктивном ключе многие проблемы, представляющие взаимный интерес.

В последние годы одним из приоритетных вопросов российско-финляндских отношений стало развитие прямого практического сотрудничества между Финляндией и прилегающими к ней территориями России, в том числе Ленинградской областью и Санкт-Петербургом.
Заметный дополнительный импульс взаимодействию Финляндии с регионами Северо-Запада России придало стремление финнов наполнить практическим содержанием инициируемую ими в рамках Евросоюза концепцию т.н. “Северного измерения ЕС”. В этих целях активно пропагандируются потенциальные возможности российского Северо-Запада, перспективы развития промышленности в этих регионах, конкретные проекты, которые готовы к практической реализации.

Как известно, правовой базой развития приграничного сотрудничества этих регионов с Финляндией явилось межправительственное российско-финляндское соглашение от 20 января 1992 г., которое впервые во внешнеполитической практике России дало право четырем субъектам Федерации на развитие прямых контактов с правительственными структурами зарубежного государства, включая возможность создания совместных рабочих групп и подписания конкретных нормативных документов.

Созданная в соответствии с соглашением 1992 г. рабочая группа “Ленинградская область — губерния Кюми” в течение последних лет активно развивала сотрудничество по таким направлениям, как охрана окружающей среды и радиационная безопасность, сельское хозяйство, развитие малого и среднего предпринимательства, сотрудничество правоохранительных органов и спасательных служб, социальная сфера и культурный обмен. Ежегодно совместно с финскими специалистами на территории Ленинградской области осуществлялось порядка 20 проектов: построены и введены в действие важные сельскохозяйственные объекты, решались проблемы, связанные с загрязнением акватории Финского залива, тушились пожары и работали спасательные службы в приграничье.

Основные направления и приоритеты взаимодействия финской стороны определяет Стратегия деятельности Финляндии по сопредельным регионам, которая была одобрена руководством страны в мае 1996 г., особенно подчеркивающая важное значение совершенствования отношений с соседними странами, содействие укреплению демократии и рыночной экономики, улучшению состояния окружающей среды. Соответствующий мониторинг за реализацией этой стратегии осуществляет специальная Комиссия министров по вопросам сотрудничества сопредельных регионов, которую возглавил Премьер-министр Финляндии г-н Липпонен.
Плодотворная совместная работа в эти годы способствовала созданию на российско-финляндской границе климата взаимопонимания и дружеского содействия между управленческими структурами обоих регионов и между конкретными участниками проектов, что, в свою очередь привело к росту объемов торгово-экономического сотрудничества Ленинградской области с Финляндией.
Проведенная в Финляндии в 1996 г. реформа структуры приграничного сотрудничества значительно расширила возможности развития сопредельных связей. В состав вновь сформированной совместной региональной подгруппы “Ленинградская область - Финляндия” с финской стороны вошли представители центральных исполнительных властей. Благодаря работе, проведенной министерствами и ведомствами Финляндии и Ленинградской области, в апреле 1997 г., состоялось первое совместное заседание региональной подгруппы, на котором была утверждена Программа сотрудничества, определившая задачи, цели и приоритетные направления взаимодействия, а также 33 совместных проекта для реализации их на территории Ленинградской области. Основными направлениями сопредельных связей стали: развитие приграничной инфраструктуры, включая транспорт и телекоммуникации, социально-экономическое развитие приграничных территорий, содействие развитию промышленности и предпринимательства, охрана окружающей среды и радиационная безопасность, сельское и лесное хозяйство, здравоохранение и социальное обеспечение, региональное управление и местное самоуправление.

В сфере развития приграничной инфраструктуры совместные усилия направляются в основном на развитие транспортного коридора N№ 9, который является одной из главных трасс сообщения между Востоком и Западом. Наибольшее внимание уделяется строительству и реконструкции контрольно-пропускных пунктов, автомобильных дорог и железнодорожных магистралей, телематике, обустройству приграничного г. Светогорска, созданию условий для развития предпринимательской деятельности в приграничье. Учитывая крупномасшбность проектов, управленческие структуры уже сегодня ищут возможности по привлечению дополнительного их финансирования из международных финансовых фондов и институтов.
В целях улучшения экологического состояния сопредельных территорий Ленинградской области и Финляндии, а также акватории Балтийского моря, Финского залива и Ладожского озера продолжаются совместные работы по очистке сточных вод, сокращению выбросов вредных веществ в атмосферу, осуществляется ряд природоохранных мер, направленных на неистощительное лесопользование и сохранение биологического разнообразия природы. Особое место занимает проблема обеспечения радиационной безопасности на приграничных территориях, причем сотрудничество направлено, прежде всего, на повышение уровня технической и эксплуатационной безопасности на Ленинградской атомной электростанции, создание информационной сети центров радиационного контроля.

Уже несколько лет успешно осуществляются проекты в области сельского хозяйства, формирования информационно-консультативных и маркетинговых услуг на территории Ленинградской области.

Много внимания органы власти по обе стороны границы уделяют вопросам здравоохранения и социального обеспечения. Ярким примером тому может служить совместный проект по возведению в Ленинградской области домов для престарелых.

Говоря о новых перспективных направлениях приграничного сотрудничества, особое внимание следует уделить сфере регионального управления и местного самоуправления.

Высоко оценивая значение установившихся взаимовыгодных контактов Ленинградской области с приграничными губерниями и центральными министерствами Финляндии, нельзя не отметить одну из проблем приграничного сотрудничества - дефицит финансирования согласованных и реализуемых проектов. До сих пор не решены предусмотренные параграфом 6 Соглашения 1992 г. вопросы, связанные с освобождением финских поставок и услуг, идущих по государственной линии, от таможенных пошлин и налогов.

Принципиально новые элементы в приграничное сотрудничество внесло вхождение Финляндии в ЕС. Проводимая Европейским Союзом политика на максимальное делегирование властных полномочий органам местного самоуправления (в случае с Финляндией - коммунальным региональным союзам) определила для российской стороны в их лице новых партнеров по приграничному взаимодействию, занимающихся, главным образом, европейскими программами технической помощи и являющихся основным связующим звеном с европейскими структурами и финансовыми институтами.

В 1996 г., во многом благодаря содействию финляндских региональных властей, была принята поправка к программе ТАСИС, позволяющая расходовать до 10% средств на прямые инвестиции в приграничные регионы, что предопределило осуществление подпрограммы ТАСИС/СБС - “Трансграничное сотрудничество”. Из выделенных в 1996 г. средств на эту подпрограмму в объеме 30 млн. ЭКЮ, на долю проектов на совместной с Финляндией границе пришлось примерно 5 млн. ЭКЮ, которые использованы для финансирования расходов по обустройству контрольно-пропускных пунктов.

В то же время Евросоюзом осуществляется программа ИНТЕРРЕГ-2, предназначенная для поддержки пограничных регионов стран-членов ЕС в части обустройства их приграничной инфраструктуры. Для реализации этой программы в Финляндии созданы три региональные группы, в том числе “Юго- Восточная Финляндия”, в состав которой вошли руководители трех приграничных региональных Союзов “Южная Карелия”, “Кюменлааксо”, “Южное Саво”.
Исходя из понимания необходимости наиболее оптимального использования европейских финансовых средств в пограничных регионах Финляндии и России, решением МВД Финляндии в состав группы “Юго-Восточная Финляндия” в качестве наблюдателей были введены представители Ленинградской области и Санкт-Петербурга. Таким образом, путем регулярных встреч, взаимных консультаций во время заседаний рабочей группы решаются вопросы состыковки программ ИНТЕРРЕГ-2 и ТАСИС/СБС, согласования и совмещения проектов, связанных с реализацией вышеназванных европейских программ, осуществляется координация планов развития сопредельных регионов на региональном уровне.

В настоящее время прорабатываются проекты в области развития транспортной инфраструктуры, охраны окружающей среды, осуществляемые по линии европрограмм ТАСИС и ИНТЕРРЕГ-2. Идет согласование и других проектов в сфере развития малого и среднего предпринимательства, планирования использования земельных ресурсов.

Нужно также отметить, что помимо межрегиональных контактов существует большой потенциал российско-финляндского взаимодействия, инициируемый с мест общественными организациями, муниципалитетами Финляндии и муниципальными образованиями Ленинградской области. В настоящее время прорабатывается идея создания т.н. “двойного” города “Светогорск-Иматра”, предусматривающая тесное взаимодействие муниципальных органов власти уникальной пары городов, расположенных непосредственно на границе ЕС и России. Осуществление подобного проекта могло бы стать не только хорошим примером сотрудничества местных органов власти, но и дать мощный импульс экономическому развитию всего региона.

Значительным вкладом в развитие сопредельных связей могло бы стать также и создание свободных таможенных зон в приграничье. Первый опыт в этом деле уже имеется. Речь идет о формировании в г. Выборг на базе Выборгского приборостроительного завода, Выборгского судостроительного завода и Выборгского морского торгового порта свободной таможенной зоны производственного типа. Совершенно очевидно, что в случае ее создания, все учредители будут иметь огромную экономическую выгоду.

Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод, что приграничное сотрудничество с Финляндией сегодня стало как никогда многопланово и перспективно. В эту работу вовлечен широкий круг управленческих структур в Центре и на местах, конкретные фирмы, организации, люди. Как показывает практика, многие приграничные проекты, начинавшиеся на основе взаимодействия региональных и местных властей, активно продолжают реализовываться и дальше, но уже самостоятельно. То есть приграничное сотрудничество вносит реальный вклад в создание условий для “транспарентности” границы между нашими странами и активно содействует экономическому развитию приграничных регионов.

Санкт-Петербург для Финляндии имеет особое притяжение, так как специфика торгово-экономических отношений с Россией определяется как общей границей между нашими странами, финским знанием российского рынка, так и многолетним опытом совместной работы, единой железнодорожной колеёй.

Это позволяет рассматривать характер двусторонних отношений с позиции постепенного вхождения России в реальные хозяйственно-экономические связи Европы. На общем фоне динамичных связей Финляндии с субъектами Федерации можно выделить ряд интересных примеров, появление новых, более эффективных форм сотрудничества, создание новых механизмов постоянного взаимодействия с деловыми кругами Финляндии. Так, в 1997 г. губернатор Санкт-Петербурга и представители ряда ведущих финских компаний договорились о создании Группы финских советников Администрации города по вопросам торгово-экономического сотрудничества С.-Петербурга и Финляндии. Состоялся ряд совместных встреч, определен и реализуется конкретный план действий.

Несмотря на ликвидацию клиринговых расчетов с Финляндией и замораживание банковских счетов во Внешэкономбанке, в целом удалось сохранить товарные позиции на рынке Финляндии основных поставщиков города, в том числе во многом благодаря работе совместных предприятий и предприятий со 100% иностранным капиталом. В Санкт-Петербурге на конец 1997 г. зарегистрировано 1 439 предприятий, филиалов и представительств с участием финского капитала. По количеству совместных предприятий, зарегистрированных в Санкт-Петербурге, одно из первых мест занимает Финляндия. Большую поддержку предпринимателям Финляндии и России оказывает Финско-Российская торговая палата, которая в 1996 г. отметила свой 50-летний юбилей.

По объемам экспорта и импорта с Санкт-Петербургом Финляндия также занимает ведущие места по сравнению с другими странами.

В то же время наличие нерешенных проблем оказывает сдерживающее влияние на развитие торговли. К ним относятся: несовершенство договорно-правовой базы отношений, отсутствие кредитно-финансовых механизмов содействиЯ торговле и недостаточнаЯ государственнаЯ поддержка как в Финляндии, так и в России.

Таким образом можно констатировать, что качественно нового уровня развития торгово-экономического сотрудничества удастся достигнуть лишь с помощью определенных мер государственного стимулирования как со стороны России, так и со стороны Финляндии. А это, в первую очередь, выработка согласованной концепции сторон на правительственном уровне для решения валютно-финансовых, правовых и иных проблем.

Вопросами, вышедшими в последнее время на политический уровень, стали такие сферы, как транспортное сообщение между странами, незаконные сборы на российской территории с финских транспортных средств и граждан, недостаточная пропускная способность КПП на российско-финляндской границе.

Отрадно, что последовательная позиция Финляндии по сотрудничеству и взаимодействию с Россией в рамках программ и соглашений с ЕС создает дополнительные возможности для развития и укрепления двусторонних связей, прежде всего торгово-экономических.

После вступления Финляндии в ЕС практическое воплощение получила концепция “ворот на Восток”, т.е. развитие конкретных направлений взаимодействия России и ЕС через Финляндию или при ее содействии. Реальным видится и подключение к приграничному сотрудничеству финляндских и международных финансовых источников.

Активное взаимодействие наших стран в сопредельных регионах также формирует позитивный климат для торгово-экономического сотрудничества. В целом это является результатом конструктивной работы деловых кругов, реализации смежных двусторонних соглашений, поскольку в эту деятельность вовлечен широкий круг управленческих структур в центре и на местах, конкретные фирмы и организации. Как показывает опыт, многие приграничные проекты после краткого стартового этапа бюджетного финансирования с финской стороны продолжаются, но уже на коммерческой основе.

Новым направлением развития международных и внешнеэкономических связей Санкт-Петербурга, как субъекта Российской Федерации, является его участие в работе региональных организаций стран Балтийского моря. Так, разработан проект Рамочного Соглашения по трансграничному сотрудничеству (ТАСИС/СБС) в регионе Балтийского моря. Проект предусматривает создание механизма координации программ ФАРЕ, ИНТЕРРЕГ-2 и ТАСИС в Санкт-Петербурге с целью реализации проектов регионального значения для привлечения дополнительного финансирования к проектам сопредельного взаимодействия.

Связи Санкт-Петербурга и Финляндии осуществляются и в рамках санкт-петербургской-финляндской подгруппы по сотрудничеству сопредельных регионов, которая принимает активное участие в работе Межправительственной Российско-Финляндской группы по сотрудничеству сопредельных регионов, чья роль состоит в оптимальном сочетании государственной координации и поддержки с региональными интересами и инициативой, в обеспечении благоприятных условий для осуществления согласованных программ.

За период с 1993 по 1996 гг. в рамках этой подгруппы выполнены работы по 20 совместным проектам. Из них 50% - экологические. Реализация крупнейшего экологического проекта Европы “Реконструкция канализационных сетей под Невским проспектом без вскрытия дорожного покрытия” позволила в течение 20 месяцев отремонтировать канализационные сети центральной магистрали города без остановки транспорта и не нарушая привычный ритм городской жизни (май 1996 г.). Большая предварительная работа проводится Администрацией Санкт-Петербурга совместно с финской стороной по разработке проекта “Строительство завода по переработке сложных отходов промышленности (Красный Бор)”. Евросоюзом в ноябре 1996 г. принято решение о его финансировании в размере 1 млн. 850 тыс. экю.

Одной из главных задач российско-финляндского сотрудничества является создание регионального информационного Центра логистики торговли между Финляндией и Санкт-Петербургом, что позволит ускорить и упросить процедуры прохождения грузов всеми видами транспорта.

Развитию связей сопредельных регионов уделяет большое внимание и Правительство Финляндии. Об этом свидетельствуют изменения в структуре работы региональных подгрупп с финляндской стороны.

Экономическая подоплека этого взаимодействия такова, что участников (а большинство проектов финансируется общими усилиями) несколько. Свою долю вносит и ЕС через программы ТАСИС и ФАРЕ. Так, в настоящее время в Санкт-Петербурге по программе ЕС “Бистро” реализуются 5 российско-финских проектов на общую сумму более 600 тыс. долл. США.
Финское правительство платит из специальной статьи государственного бюджета. Свою часть должна внести и российская сторона, причем, как правило, до половины стоимости каждого проекта. Правительство России предоставляет таможенные и другие льготы предприятиям-участникам российско-финских проектов.

В свете губернской реформы, осуществляемой в настоящее время в Финляндии, все больше полномочий, в том числе и по установлению внешних связей, передается теперь на местные уровни. Для Санкт-Петербурга это особенно важно, учитывая успешное сотрудничество с приграничными территориями Финляндии: Кюменлааксо, Южная Карелия, Южная Саво.
Определены и приоритетные направления дальнейшего взаимодействия России и Финляндии на ближайшую перспективу: развитие транспортного сообщениЯ между нашими странами, охрана окружающей среды, развитие портовой инфраструктуры Балтийского морЯ, научно-техническое сотрудничество. Основной приоритет — развитие транспорта. Уже сейчас ведутся работы по созданию автомобильной дороги Хельсинки-Санкт-Петербург-Москва, объездной дороги вокруг Петербурга, а в области железнодорожного транспорта - по сокращению времени нахождения в пути пассажиров и грузов.

Изучается возможность совместной деятельности властей и предпринимательских структур Санкт-Петербурга и Финляндии по созданию международного межбанковского центра для обслуживания денежных потоков в Северо-Западном регионе, по развитию малой авиации, речного туризма, по созданию гарантийного фонда для привлечения иностранных инвестиций в экономику города на Неве.

15 января 1998 г. в Санкт-Петербурге состоялась пятая встреча сопредседателей санкт-петербургской-финляндской подгруппы сотрудничества сопредельных регионов, на которой был одобрен проект Программы приграничного сотрудничества между Санкт-Петербургом и Финляндией на период 1998-2000 гг.

Согласно ей взаимодействие в области охраны окружающей среды будет направлено, прежде всего, на очистку бытовых и промышленных сточных вод, развитие водоснабжения, реконструкцию водопроводных и канализационных сетей, а также на рационализацию водосбора и потребления воды, развитие систем содержания и управления канализационных сетей, переработку сложных отходов, повышение эффективности сбора и утилизацию бытового мусора.
Будет продолжена работа по сбору нефтепродуктов с акваторий Невской Губы и Финского залива, по повышению готовности предотвращения аварийных разливов нефти, очистке загрязненных почв и переработке медицинских отходов.

Стороны продолжат сотрудничество по обмену информацией и развитию Аварийно-технического Центра “Радиевый институт” в Санкт-Петербурге.

Совместная деятельность в области транспорта сосредоточится на развитии коридора Турку-Хельсинки-Санкт-Петербург-Москва (дорога Е-18). Важными задачами в этой области являются также строительство объездной дороги вокруг Санкт-Петербурга, обустройство городских магистралей и улучшение безопасности движения. Будут продолжены работы по модернизации железнодорожной линии Хельсинки - Санкт-Петербург с целью сокращения времени в пути пассажиров и транспортировки грузов.

В рамках программы ТЕДИМ по развитию телематики перевозок в регионе Балтийского моря будет продолжена деятельность по различным подпроектам. Одним из них является развитие логистической сети Санкт-Петербурга как часть более крупных проектов этой программы.
В области здравоохранения и социальной сферы сотрудничество будет направлено на профилактику, диагностику и лечение инфекционных заболеваний. Продолжены работы по развитию гериатрического обслуживания населения в Санкт-Петербурге, включая обучение кадров. Изучаются возможности взаимодействия по формированию концепций первичной медико-социальной помощи и рационального использования коечного фонда. Оно будет направлено на развитие деятельности негосударственных организаций в области здравоохранения и социального обеспечения, продолжена работа по переподготовке офицеров, уволенных в запас, совместная деятельность по оказанию содействия в организации обучения рабочей силы и в области трудовых отношений.

Дальнейшее развитие получит сотрудничество, направленное на поддержку предпринимательства в “Северной столице” путем поощрения инвестиций и улучшения инвестиционного климата, содействия созданию благоприятного налогового режима в рамках компетенции сторон по правовым вопросам в сфере инвестиционного и налогового законодательства, хозяйственного права, развития предпринимательства и малого бизнеса путем обмена правовой информацией, проведения семинаров и иных встреч.
В целях улучшения предпринимательской деятельности продолжится работа по развитию статистики, а также в области правовой защиты интеллектуальной собственности и повышения конкурентоспособности продукции предприятий Санкт-Петербурга.

В сфере развития органов управления администрации Санкт-Петербурга совместная работа сосредоточится на поддержке развития систем управления городских и местных административных структур.

Предполагается расширить обмен опытом между Администрацией Санкт-Петербурга и органами государственного и муниципального управления Финляндии, а также содействовать повышению квалификации служащих Санкт-Петербурга в различных областях управления городским хозяйством.

В сфере образования совместная работа сосредоточится на совершенствовании системы управления, включая подготовку руководящих кадров, а также на развитии профессионального образования, в частности в области телекоммуникаций, перевозок и логистики, здравоохранения и социального обеспечения, охраны окружающей среды и профессионального специализированного образования.

Признано целесообразным продолжить взаимодействие правоохранительных органов. Оно будет, прежде всего, направлено на повышение безопасности личности, предпринимательства и туризма на территории обеих сторон. Основная цель борьбы с преступностью - борьба с наркобизнесом, экономической преступностью, “отмыванием” денежной массы, организованной преступностью и контрабандой.

Спасательные службы сторон будут содействовать развитию системы оповещения о чрезвычайных ситуациях и системы оказания взаимной помощи, прежде всего в случаях крупных аварий.
В настоящее время в большинстве развитых стран четко прослеживается тенденция заметного изменения подхода к решению региональных проблем. Они рассматриваются уже не в качестве второстепенного аспекта межгосударственных связей, лишь дополняющего их общую картину, а как самостоятельное важное направление общей экономической политики. На смену мелкомасштабным мероприятиям текущего характера пришли крупномасштабные и рассчитанные на долгосрочный период программы регионального развития. В России диспропорции между различными субъектами Федерации очень значительны, поэтому становится насущной необходимостью четко определить принципы и цели национальной политики. Практический и теоретический потенциал стран ЕС, накопивших большой и разносторонний опыт в области трансграничного сотрудничества, может оказаться крайне полезным как для России в целом, так и для ее регионов в частности. Свое практическое воплощение эта потребность как раз и находит в анализе межрегиональных связей российских и финских сопредельных административно-территориальных единиц.

Посредством их динамичного развития оба государства, успешно взаимодействующие, в том числе, и в Восточной Балтике, наглядно демонстрируют мировому сообществу бесценный политический пример строительства добрососедских межгосударственных отношений в XX веке: от противостояния и войны - до перманентного и прочного состояния мира, дружбы и сотрудничества.

 

к оглавлениюследующая статья

Rambler's Top100
Hosted by uCoz