Наши реквизиты

предыдущая статья к оглавлениюследующая статья

Политика рыболовства в Европейском Союзе
В.В. Агеев, доцент кафедры социальных наук Калининградского государственного технического университета

При подписании в 1957 году в Риме договора об образовании Европейского экономического сообщества политике рыболовства была уделена отдельная 38-я статья. В ней были названы цели политики рыболовства интеграционной группировки в Западной Европе: гарантирование соответствующего уровня жизни лицам, занятым в среде рыболовства, избежание скачков цен на рыбную продукцию, обеспечение снабжения и доставки потребителям продукции по установленным ценам, сохранение и защита рыбных запасов.

В качестве инструментов политики рыболовства ЕЭС назывались определенный рыночный порядок, создание которого предусматривалось другими статьями договора, поддержка организаций-производителей рыбной продукции, установление общего объема вылавливаемой рыбы в территориальных водах сообщества и их разграничение между странами-участниками ЕЭС. Исключение при этом составляли отдельные береговые районы, имеющие особое значение для рыболовства в Европе.

Содержание ст. 38 Договора об образовании ЕЭС имеет одинаковую силу в равной степени для сельского хозяйства, торговли и рыболовства сообщества. В процессе формирования общих интеграционных рыночных правил для этих трех отраслей Совет Министров ЕЭС в 1970 г. принял Постановление об общей организации рынка рыбопродуктов. Это постановление в измененной редакции повторно принималось в 1976 и 1987 гг.

Расширение Европейского сообщества в северном направлении значительно расширило его рыболовные районы, все чаще рыболовная проблематика становилась предметом многосторонних обсуждений в ЕС. Великобритания, Ирландия и Дания, став членами сообщества, добились отдельных уступок для своих рыбаков, например, шести и двенадцатимильных рыболовных зон, которые просуществовали до 1989 г. Следует отметить, что с середины 70-х годов проблемами разделения зон рыболовства в Европе занимались международные организации, действовавшие вне рамок Европейского Сообщества. На 3-й конференции по морскому праву, проводимой под эгидой ООН, ее участники не пришли к согласию из-за того, что большинство представителей настаивало на введении 200 мильных рыболовных зон. Позднее, в 1977 г. Европейское сообщество также присоединилось к этим требованиям.

После многолетних международных споров по этим вопросам и введения новых рыболовных зон рядом стран площадь международных районов рыбодобычи значительно сократилась. Страны, чьи национальные рыболовные зоны граничили с международными районами добычи рыбы, стали проявлять особую заботу о сохранении своих прав на лов рыбы в этих местах. Учитывая сложившуюся обстановку в мире, Европейское сообщество в 70-80-е годы заключило многочисленные соглашения по вопросам рыбной ловли с третьими странами.

Соблюдая международные правила о сохранении рыбных запасов в Мировом океане путем ежегодного установления допустимых общих объемов вылова рыбы и величиной назначаемых квот, Европейское сообщество стремилось приспосабливаться к обстановке, не допуская снижения поставок рыбопродукции на свой рынок.

Очередное расширение рыболовных зон ЕС происходило после 1986 г., когда сообщество расширило свои границы в южном направлении. После принятия в ЕС Греции, Испании, Португалии общее количество рыбаков в Сообществе удвоилось. Для отдельных новых членов сообщества (Испании, Португалии) были установлены переходные сроки, касающиеся и правил рыболовства. Это выражалось в некоторых ограничениях на право вылавливать рыбу в территориальных водах и установленных рыболовных зонах других стран ЕС.

После заключения Маастрихского договора (07.02.1992) в ЕС предпринимались попытки по совершенствованию политики рыболовства. В 1993 г. были приняты трехлетние программы по развитию рыболовных флотов Европейского союза. Они предусматривали сокращение затрат на рыболовство в зависимости от видов вылавливаемых рыб и способов ловли. Такое сокращение составило 20% и распространялось на траловые рыболовные суда и те виды рыб, запасы которых в море находятся под угрозой. На 15% были сокращены ассигнования на лов донных видов рыб. В рамках реформы рыболовецких структур Европейского союза в 90-х годах был введен единый инструмент финансирования этой отрасли.

Правила содействия и поддержки политики рыболовства в ЕС, имевшие силу до 1993 г., были отменены. В официальных документах комиссии ЕС сообщалось, что дальнейшие шаги Евросоюза по совершенствованию политики рыболовства страны-члены Союза будут предпринимать в зависимости от объема выделяемых им средств и содержания планируемых программ.

В целом в ходе интеграционного процесса западноевропейских стран можно выделить следующие основные тенденции развития политики рыболовства:

  • - разработку и внедрение договорных положений, создание правового инструментария;
  • - финансирование отрасли из специального бюджета;
  • - формирование рыночных условий для осуществления политики рыболовства;
  • - совершенствование и координацию структурной политики рыболовства;
  • - сохранение и совместное использование рыбных запасов, включая контроль над соблюдением установленных квот вылова рыбы и способов ее добычи.

 

предыдущая статья к оглавлениюследующая статья
Rambler's Top100
Hosted by uCoz