Наши реквизиты

предыдущая статья к оглавлениюследующая статья

МОРСКОЙ БИЗНЕС ДОЛЖЕН БЫТЬ ЗАСТРАХОВАН
Остановить лов в самый разгар промысла, да еще из-за ерундовой поломки - удовольствие не из приятных. Соседи берут полные тралы, а ты с завистью смотришь на них, чертыхаешься и почти физически чувствуешь, как твой рыбацкий заработок вместе с удачей текут сквозь пальцы за борт.

С таким примерно настроем дрейфовала в прошлом году средь холодного Баренцева моря команда РТМС “Куликово поле”. Двигатель замолк - вышел из строя механизм подачи воздуха. Заменить его на месте - не проблема. Было бы чем. А так пришлось заказывать буксир, возвращаться на берег, тратиться на ремонт. Потеря времени, уловов - сплошные убытки. Слегка успокаивало одно - судно было застраховано. В том числе и от таких вот технических неприятностей. И страховая компания свои обязательства выполнила - возместила понесенный ущерб в размере 70 тысяч долларов.

Такой поучительной историей предварил беседу с нашим корреспондентом начальник отдела морского страхования Калининградского филиала ЗАО “НИКойл-Страхование” Евгений ЛЮБОГОЩИНСКИЙ.
- Всего в портфеле нашей компании порядка 150 договоров по страхованию судов, включая и несколько десятков, заключенных калининградским филиалом, который ежегодно выплачивает по разным случаям 20-30 тысяч долларов страхового возмещения. Бывают и крупные выплаты в ситуациях, аналогичных вышеприведенной. Тут все зависит от того, как наш клиент соразмеряет свои возможности с вероятным риском.

В рыночных условиях судовладелец сам решает, как организовать бизнес, обеспечить сохранность имущества, сам определяет варианты минимизации неизбежных в предпринимательстве рисков. Особенно это актуально для бизнеса, связанного с морским транспортом, с рыбным промыслом. Как показывает практика, наиболее типичны в этой отрасли убытки от повреждения судовых механизмов, оборудования, корпуса, полной гибели судна. Последствия этих рисков - неминуемые финансовые потери, способные проделать изрядную дыру в бюджете судоходной или рыбопромышленной компании, а то и ведущие к ее банкротству. По статистике, ущербы от чрезвычайных ситуаций приводят к банкротству 46% предприятий в течении первого года, и еще 23% в течении последующих 2-3 лет со дня их основания. В связи с этим без надёжной системы преодоления такого рода потерь даже финансово устойчивому предприятию весьма трудно, а подчас и просто невозможно строить планы по его дальнейшему развитию.

Сегодня существует два механизма создания такой системы. Первый - формирование предприятием собственного резервного фонда (однако для своевременного и полного покрытия возможного ущерба такой фонд потребует изъятия из оборота значительных сумм денег). Второй - страхование. Экономическая его сущность заключается в создании страхового фонда и солидарное возмещение ущерба практически от любых рисков. Это позволяет страховщикам устанавливать цену страхования в десятки и сотни раз меньше тех затрат, которые понес бы судовладелец, формируя самостоятельно резервный фонд.

- Как же уменьшить профессиональные риски?
- Для этого в ведущих российских страховых компаниях (в том числе и в ЗАО “НИКойл-Страхование”) разработаны комплексные целевые программы: «Судно и морские риски», “Экипаж судна”, “Морской груз”, “Моя яхта”, “Порт”, “Пароходство”, “Стапель”, “Лоцман”. Уже по названию видна их специфика и направленность. Эти программы предусматривают страховую защиту морских рисков, материальных и финансовых ресурсов предприятия, а также социальные гарантии сотрудников.

Рассмотрим более подробно их содержание:
“Судно и морские риски” включает в себя страхование корпуса, машин и механизмов судна (H&M) - КАСКО) на разных условиях - от повреждения до гибели судна, включая расходы по спасанию.
Может быть застрахована гражданская ответственность судовладельца перед членами экипажа, перед третьими лицами, не являющимися их членами; за причинение вреда имуществу третьих лиц в результате столкновения с другим судном; за повреждения плавучих и неподвижных объектов; за загрязнение моря нефтепродуктами и еще по ряду позиций.

“Экипаж судна”. Судовладельцу на выбор предлагаются следующие варианты страхования членов экипажа судна: страхование ответственности судовладельца, связанной с его обязанностью возместить вред, причиненный жизни и здоровью членов экипажа судна. В случае травмы, болезни или смерти моряка подлежат возмещению расходы судовладельца, связанные с: оплатой лечения, репатриацией и заменой членов экипажа; погребением и денежными компенсациями родственникам; возмещением суммы заработка, утраченного пострадавшим лицом; отклонением судна от предусмотренного маршрута для доставки пострадавшего в ближайший порт; другими расходами, предусмотренными действующим законодательством.

Кстати, Кодекс торгового мореплавания статьей 60 впрямую обязывает всех без исключения судовладельцев страховать зарплату и другие причитающиеся членам экипажа суммы, включая и расходы на репатриацию, а также их жизнь и здоровье при исполнении трудовых обязанностей. А Госкомрыболовства своим решением даже утвердил сумму страхового покрытия - не ниже 12 тыс. долларов на каждого члена экипажа судов промыслового флота при страховании их жизни и здоровья. И дал указание не выпускать из портов суда без оформленной страховки. Но это требование комитета далеко не всегда выполняется...

- Что, взносы слишком высокие, или у судовладельца денег нет?
- С деньгами, конечно, всегда напряженно, но на здоровье, а то и на жизни моряка грех экономить. Тем более, что страховые взносы в общей сумме, затрачиваемой на подготовку судна к рейсу, просто смехотворны. Тариф - всего 0,25% от тех самых 12 тысяч долларов, это примерно 30 долларов на человека. Но эти расходы многие судовладельцы почему-то считают чрезмерными.

Далее - “Морской груз”. Договор страхования может быть заключен на условиях:

  • - “С ответственностью за все риски”: к страховым случаям относятся убытки от повреждения и /или утраты застрахованного груза, наступившие в результате любых событий;
  • - “С ответственностью за согласованные риски”: к страховым случаям относятся убытки от повреждения и/или утраты застрахованного груза в результате событий , перечисленных в договоре страхования. Ими могут быть: пожар, взрыв, транспортная авария, хищение груза или самого транспортного средства, стихийные бедствия, а также другие события.

Следующий вид - “Моя яхта”. Объектом страхования являются яхты, катера, а также другие моторные и несамоходные средства малого тоннажа.

Страхуются корпуса, механизмы и оборудование средств водного транспорта от пожара, взрыва, посадки на мель, соприкосновения с каким-либо предметом, воздействия опасных природных явлений, любых других случайностей и опасностей, связанных с судоходством; от противоправных действий физических лиц; от утраты средств водного транспорта, по факту которой возбуждено уголовное дело.

“Порт”, “Пароходство”, “Стапель”, “Лоцман” - отдельные программы, но они, как правило, пересекаются. Состоят из трех блоков:

  • Страхование морских рисков.
  • Страхование материальных и финансовых ресурсов.
  • Социальные гарантии для сотрудников.

Каждая из них имеет свои специфические позиции, адаптированные к потребностям клиентов и сочетаемые в любой комбинации. Они имеют высокую степень надежности по защите имущественных интересов судовладельцев и предприятий, связанных с морским бизнесом.

- А какой-то пример можно привести?
- Конечно. Наш филиал застраховал причальные сооружения в Морском торговом порту. И вот не так давно литовское судно при швартовке штевнем снесло швартовую тумбу и повредило причал. Ущерб составил 130 тыс. руб. Мы совместно с Администрацией порта Калининград очень быстро и к взаимному согласию “разрулили” ситуацию, клиент в течение суток получил возмещение.
Надежность и стабильность компаний предлагающих эти программы обеспечиваются не только финансовой мощью и квалификацией персонала, но и эффективной системой перестрахования рисков в крупнейших российских и зарубежных перестраховочных обществах. Страховые компании видят свою миссию в том, чтобы предоставить надежную страховую защиту населению и предприятиям, тем самым обеспечивая их финансовую стабильность и бесперебойную работу.

предыдущая статья к оглавлениюследующая статья
Rambler's Top100
Hosted by uCoz