Наши реквизиты

предыдущая статья к оглавлениюследующая статья

"МОРСКАЯ ЗВЕЗДА" ВОЗРОЖДАЕТ ТУНЦЕЛОВНЫЙ ФЛОТ
Тунец - рыба не только дорогая и пользующаяся спросом, но и быстрая. Издавна считалось, что промысел этого вида рыб сродни охоте и требует от рыбаков большого умения и сноровки.
Со второй половины ХХ века этот вид промысла приобрел все признаки промышленного, и в дальнейшем изменялись и добавлялись способы его ведения.

С 1961 г. тунца брали ярусной снастью - это наиболее прибыльный, но весьма трудоемкий и не очень масштабный по уловам промысловый способ. При переходе к промышленной переработке тунца в больших объемах он не смог обеспечить возросшие потребности, и на первое место вышел кошельковый способ промысла тунцов. Конечный продукт из взятого таким образом сырья получался не столь выгодным в продаже, зато объемы добычи были куда выше, чем от рыбалки ярусом.

В мировых лидерах по вылову тунца наша страна не значилась никогда. Однако несколько десятилетий его добычи в Мировом океане все же стали заметным этапом в истории отечественного рыбного промысла.

В восьмидесятых годах минувшего столетия под советским флагом на промысел вышли первые тунцеловные сейнеры. СССР имел в ту пору две тунцеловных флотилии, они базировались на Дальнем Востоке и на крайнем Западе. Зона промысла дальневосточников -преимущественно Тихий океан, калининградцы облавливали, главным образом, промысловые районы Атлантики. Те и другие забрасывали свои неводы и в воды Индийского океана.

Несколько тысяч тонн ежегодного вылова (до 8,5 тыс. т в самом "урожайном" для нас 1990-м) - это не более двух процентов от общего объема его добычи, и погоды на международном рынке они, понятно, не делали. В армаде из примерно полутора тысяч зарубежных промысловиков, бороздящих Атлантический океан под тридцатью разномастными флагами, десяток наших сейнеров просто терялся (тут стоит уточнить, что кошельковыми неводами из них промышляли не более 120 судов).

Годы экономических потрясений разительно изменили географию российского тунцеловного промысла. В настоящий момент практически все суда, оставшиеся от канувшей в лету тунцеловной дальневосточной флотилии, работают на чужих хозяев.

В последний рейс несколько калининградских ССТ "Тибия" сходили в 1999 г. На сегодня от калининградской флотилии осталось семь сейнеров этого типа, принадлежащих рыбопромышленной компании "Морская звезда". Несколько лет они стояли на приколе, но в ноябре 2002-го четыре из них отправлены на ремонт в г. Щецин (Польша). Три других базируются в порту Лас-Пальмас под надзором ремонтно-подменной команды, которая до лучших времен обеспечивает текущий ремонт и безопасность их стоянки в иностранном порту.

РПК "Морская звезда" тщательно готовила программу возрождения тунцеловного промысла. Для ее реализации была создана дочерняя компания ООО "РУСТУНА", генеральный директор которой Владимир ЕРЕМЕЕВ познакомил читателей "Морской индустрии" с подробностями проекта возрождения калининградской тунцеловной флотилии:
"Намерение возродить тунцеловный промысел в компании "Морская звезда" присутствовало всегда. Основные здесь проблемы - получение долгосрочного финансирования и кадры. Главная затратная часть в проекте - ремонт и оборудование современной техникой имеющихся судов и приобретение новых. Дело весьма дорогостоящее, поскольку наши суда долго не выходили в море и уже не отвечают современному уровню промышленного рыболовства. Нами был разработан инвестиционный проект, учитывающий все последние требования к ведению промысла и реализации продукции, который был представлен на рассмотрение в российские и международные финансовые институты.

В начале 2003 г., когда конкретизировалась ситуация с российскими финансовыми структурами, участвующими в проекте, и его реализация вышла на новый этап. В рамках "Морской звезды" была создана специальная рабочая группа, куда вошли ведущие специалисты профильных подразделений компании, причастных к проекту. Была проведена колоссальная работа по составлению ремонтных ведомостей, подбору оборудования, соответствующего современным способам ведения промысла, по представлению нашего инвестиционного проекта в международных финансовых институтах.

Осенью 2003 г. ЗАО КБ "ГУТА-банк" одобрил наш проект и подтвердил свое намерение финансировать его, с привлечением крупного польского банка, в конце года он подтвердил свое участие в проекте. Объем финансирования - около 7 млн. евро. Кредит дается на 5 лет под фиксированную процентную ставку. Он будет застрахован в одной из ведущих страховых компаний Республики Польша. Все участники проекта готовы к финансированию, открытие которого запланировано на конец января.

Привлечь такие суммы в частную компанию - явление не рядовое не только для Калининградской области, но и в масштабах России. Кредитование связанное: польская сторона поставила условие - ремонт провести на судоремонтных верфях Польши, но это стандартный подход в международном финансировании, поскольку любая страна заинтересована в расширении занятости своего населения. График обслуживания кредита очень удобен - погашение начинается через полгода после выдачи каждого транша два раза в год равными платежами, проценты уплачиваются раз в квартал, и все это - на 5 лет. Вполне достаточный срок, чтобы проект окупился и компания с выгодой для себя отработала кредит.

На мой взгляд, проект носит судьбоносный характер для российского тунцового промысла, потому что с конца девяностых Россия фактически прекратила лов тунца в Атлантическом океане. Дело в том, что добыча тунца в Атлантике ограничивается величиной промыслового усилия стран, входящих в Международный комитет по сохранению запасов атлантических тунцов (ICCAT), членом которого является Россия. Но поскольку ни одно тунцеловное судно под российским флагом в течение ряда лет не ведет промысел, то Россия может потерять эти сырьевые ресурсы, как не использующая свою промысловую квоту. Реализация нашего проекта в принципе исключит саму возможность постановки такого вопроса в любой его вариации.

На очередной сессии ICCAT наша компания через представителя России в этой международной организации официально проинформировала руководство ICCAT о мерах, предпринимаемых компанией по ремонту судов и плановых сроках выхода флотилии на промысел. Уверен, наше заявление сыграет свою роль в сохранении за российскими рыбопромышленными компаниями права заниматься промыслом тунца...

Ремонт четырех ССТ - лишь первый шаг "Морской звезды" в программе возрождения тунцеловного флота. Наши сейнеры украинской постройки 1984-85 годов уже изрядно поработали, поизносились. В результате ремонтных работ они будут основательно модернизированы, сменят начинку, там будет установлено первоклассное рыбопоисковое оборудование, которое позволит вести разведку районов промысла на очень приличных площадях.

Далее, в 2005-2006 мы планируем отремонтировать три стоящие в Лас-Пальмасе тунцелова. И следующий шаг - это покупка современных сейнеров более высокого класса, тоннажем в тысячу тонн (ССТ типа "Тибия" берет 220-250 т). Это уже программа 2007 г.

Так что в течение четырех-пяти лет мы предполагаем восстановить наш тунцеловный флот в прежнем объеме, но на принципиально новом качественном уровне.

Наши суда будут ориентированы на вылов преимущественно желтоперого тунца, из которого вырабатываются полуфабрикаты, консервы. Это выгодный продукт, имеющий достаточно высокий, а главное - устойчивый спрос. И теперь предстоит большая работа по заключению контрактов на поставку нашей рыбопродукции. Мы заинтересованы в предложениях как иностранных, так и российских компаний.

И в заключение можно сказать следующее.
Восстановление флота - задача сама по себе масштабная, государственного значения. Но она не самоцель. Не стоит забывать, что когда Россия ушла с промысла атлантического тунца, она потеряла и сам рынок - связи с переработчиками, оптовыми покупателями, главным образом, зарубежными, с правительствами стран, в экономических зонах которых ведется промысел тунца. Реализация нашего проекта - это первый шаг к возвращению утраченных позиций России на международном рынке, а также создание многих рабочих мест для российских моряков.
Так что основная работа только начинается

предыдущая статья к оглавлениюследующая статья
Rambler's Top100
Hosted by uCoz