Наши реквизиты

к оглавлениюследующая статья

КУДА ДРЕЙФУЕТ РЫБАЦКАЯ ОТРАСЛЬ

Некоторые калининградские рыбаки, изъясняющиеся языком прямым, как траловая доска, месячную задержку с выделением квот на добычу рыбы называют просто и без затей - экономическая диверсия. Их понять можно, ни одно судно рыбопромышленного комплекса Калининградской области за весь январь не вышло на промысел. Прямые убытки от простоя океанического тралового флота, неполученная прибыль рыболовецких и береговых перерабатывающих предприятий, где занято около 20 тыс. калининградцев, исчисляются миллионами долларов. Главную причину этого провала они видят в запоздалом принятии и чрезвычайно медленном исполнении постановления Правительства РФ от 20.11.2003 г. N№704 "О квотах на вылов (добычу) водных биологических ресурсов", утверждающего новый - долговременный - порядок наделения этими квотами. Или забыли наши управленцы о неповоротливости бюрократической машины, принимая этот документ за месяц до промыслового сезона?

Только 23 января Минюстом зарегистрировано положение о порядке наделения долями вылова. И лишь спустя неделю Калининград получил соответствующий приказ Госкомрыболовства, позволяющий выпускать суда на промысел. Самостоятельно же ни "штаб" отрасли, ни администрация области ни одного серьезного решения принять не могли - в такие рамки поставило их правительство. И в таком положении оказались все приморские регионы страны, лишенные центром возможности каким-то образом влиять на ход дела.

Почти один в один повторилась ситуация, когда прошлогодняя январская рыбалка оказалась сорванной по той же причине - квоты своевременно не расписали. Многотерпеливое рыбацкое сообщество Российской Федерации столичные "реформаторы" последние десять лет вообще держат в роли подопытного кролика для своих экспериментов. (Их результаты ниже приводятся в цитатах официального документа).

Однако есть надежда, что этот эксцесс - последний на тернистом пути реорганизации отечественного рыбного хозяйства, прогрессирующее растаскивание которого давно уже достойно рассмотрения органами, ведающими национальной безопасностью. Некоторый оптимизм в рыбацкие души вселяет Концепция развития отрасли до 2020 года, одобренная Правительством РФ в начале сентября минувшего года. Кстати, упомянутое постановление N№704 - один из первоочередных нормативных документов, принятых для правового обеспечения ее реализации.
Итак, Концепция. В полном объеме с ней можно познакомиться на сайте Госкомрыболовства России. Но вкратце - это вполне цельный и всеобъемлющий материал, описывающий, как, куда и каким образом будет продвигаться отрасль к 2020-му году. В ней заявлено, что "...Целью развития рыбного хозяйства в Российской Федерации является достижение устойчивого функционирования рыбохозяйственного комплекса на основе сохранения, воспроизводства и рационального использования водных биологических ресурсов, развития аква- и марикультуры, обеспечивающего удовлетворение внутреннего спроса на рыбную продукцию, продовольственную независимость страны, социально-экономическое развитие регионов, экономика которых зависит от прибрежного рыбного промысла. При этом должны быть созданы условия для повышения эффективности экспорта рыбной продукции и ее конкурентоспособности и оптимизации структуры управления рыбохозяйственным комплексом".

Исходя из этой основополагающей цели, определены направления и этапы реализации Концепции. На первом (до 2005 г.) будет создаваться правовая база по всем аспектам деятельности и преобразований в отрасли, осуществляемых в период проведения административной реформы. На втором этапе (до 2010 г.) предполагается создать условия для стабилизации развития рыбного хозяйства на основе достижений НТП и прогрессивных технологий, ожидается увеличение уловов и рост объемов рыбопродукции, особая роль отводится международному сотрудничеству в освоении морских биоресурсов, повышению инвестиционной привлекательности рыбопромышленного комплекса. На третьем этапе (2011-20 г.г.) планируется завершить создание условий для устойчивого развития отрасли на основе рыночных механизмов но под государственным контролем.

На бумаге все это выглядит стройно и убедительно. Хотя... верстать красивые планы на очередную пяти- и даже десятилетку у нас всегда умели. И все они, разумеется, "в целях поступательного развития" и "повышения уровня жизни населения". Вопрос в "малом" - насколько адекватно будут воплощаться заявленные цели и намерения. Насколько достанет политической воли у высшего руководства страны переломить тенденцию падения и развала рыбного хозяйства России. Концепция - конечно, не программа, и тем более не план-график ее выполнения с конкретными именами ответственных лиц и сроками исполнения конкретных мероприятий. Все это будет детализироваться в процессе, но убедить разуверившихся рыбаков в том, что центр взялся формулировать обоснованные, понятные и прозрачные, а главное - долговременные правила игры в рыбном бизнесе, будет весьма затруднительно. Основы нет для безоглядного доверия. Как в калейдоскопе меняющиеся председатели Госкомрыболовства, сам госкомитет, после многократных обрезаний прав и полномочий превращенный в нечто аморфное (для сколько-нибудь серьезного решения требуется добро от десятка министерств и ведомств - почитайте-ка последнее положение о ГКР), и прочие препоны... Все это как-то не добавляет ни доверия правительству, ни уверенности в завтрашнем дне. Поэтому оптимизм от знакомства с Концепцией в лучшем случае можно назвать осторожным.

С другой стороны, верить или не верить - вопрос индивидуальный. Выбирать рыбакам все равно не из чего. Концепция одобрена и принята к исполнению. Документ, повторю, основательный, всесторонний, в целом отражающий видение путей развития отрасли теми, кто непосредственно занят рыбным бизнесом. Такой вывод можно сделать от знакомства с аналогичным региональным документом - проектом "Концепции развития рыбной промышленности Калининградской области в перспективе до 2010 года", разработанной калининградскими специалистами еще два года назад. По понятным причинам она куда более подробна нежели общефедеральная, которой обозначены наиболее общие задачи и направления развития отрасли. Но главное - векторы и понимание этих "направлений" в целом совпадают.

Небольшой комментарий по поводу состояния и перспектив регионального рыбохозяйственного комплекса и всей отрасли нам дал председатель комитета по рыболовству администрации Калининградской области Виктор ОСАДЧИЙ
- В региональной концепции состояние отрасли основательно проанализировано, определены перспективы и возможности ее развития. Так что нет причин отказываться от этого материала. И он ляжет в основу концепции развития до 2020 г., которую в ближайшее время на основе общероссийской мы разработаем и представим в Госкомрыболовства и администрацию области.
Несмотря на кризисную ситуацию в рыбохозяйственном комплексе, мы исходим из того, что он - важная составляющая народного хозяйства области, традиционно занимавшая у нас ведущие позиции (в советское время - до 40% всего потенциала). И наша задача сегодня - обеспечить динамичное развитие всех его секторов, от добычи до переработки и сбыта рыбопродукции. Отрасль должна быть значимой, способной помогать решению социально-экономических проблем региона.

Для этого необходимо обеспечить ее сырьевыми ресурсами (квотами). Промысловые возможности нашего флота - 500-550 тыс. т рыбы в год (пока мы ловим 300-350 тыс. т). Необходимо наращивать объемы вылова. Суда старые - средний возраст 18 лет, они быстро выбывают. В течение 5-10 лет нужно заменить больше половины флота. Но судостроение - это большой отдельный вопрос, не будем его здесь касаться.

Перерабатывающая база достаточно развита, дает ежегодный прирост товарной продукции - порядка 10%. Что очень важно - создаются и новые предприятия. Но большинство перерабатывающих производств работает еще на советском оборудовании. Надо переоснастить их современной техникой. На новое денег нет, но есть предложение зарубежных фирм поставить в Калининград недорогое реставрированное оборудование с трехлетней гарантией (такое закупают во всем мире, в том числе и в насквозь автоматизированной Японии). Задача нашего комитета - подтолкнуть предприятия к замене изношенного оборудования на импортное высокотехнологичное, которое позволит расширить ассортимент и повысить качество продукции. Это и для российского потребителя хорошо, и даст возможность выйти на внешний рынок с калининградским товаром.

Большая задача стоит перед рыбными портами региона - это Пионерский, Светлый, Калининградский морской рыбный. Сегодня они находятся в тяжелом положении - в первую очередь, по техническому состоянию. Там надо обновить перегрузочную технику и оборудование, загрузить мощности, в перспективе сориентировать в основном на рыбопродукцию. Добиться, чтобы наши суда разгружались там, а не в портах соседних республик. Значит, нужно обеспечить их высокую конкурентоспособность. Тут многое зависит от позиции нескольких федеральных структур - тоже большой отдельный вопрос.

Аквакультура. Мы провели консультации - можно выйти на уровень 5 тыс. т выращенной рыбы в год. Это преимущественно форель, но можно и осетровыми заниматься. Соседняя Польша показала, как можно развивать этот бизнес - они за короткое время вышли на 12 тыс. т в год только по форели. А условия климатические у нас практически одинаковы. Во всех южных районах нашей области, расположенных на возвышенности, вполне можно организовать прудовые рыбоводческие хозяйства.

Предстоит серьезная работа по поддержанию естественной сырьевой базы во внутренних водоемах. Нужно восстановить популяции угря, сига, рыбца, других видов рыб. Кормовая база для этого есть, и в Куршском заливе только угря можно получать минимум 200 т вместо сегодняшних десяти, если молодь туда запускать. Экономическое обоснование сделано, расчеты есть, деньги из федерального бюджета под это можно получить. Здесь есть перспектива.
И, конечно, у нас большой научный потенциал - в подготовке кадров, в разработках новых технологий рыбопереработки, в изучении океана. На мой взгляд, он не до конца востребован и оценен. Даже соседние республики заинтересованы в подготовке своих специалистов на базе наших вузов.

Что касается судьбы отрасли в масштабе страны и ее оптимального структурного построения, то говорить на эту тему можно много. Все девяностые годы идет ее реорганизация, и ни к чему хорошему это не привело. Только снизилась управляемость, хуже используются ресурсы, падает авторитет на международной арене. И привело это к состоянию, когда последние три года на десять процентов падают объемы добычи рыбы и производства рыбной продукции. Такая вот негативная тенденция.

Какова будет структура правительства после президентских выборов - трудно предположить. Но ясно одно - она будет новой, более приближенной к рыночным условиям. Основная задача проводимой административной реформы - снижение пресса государства, его контрольных органов на бизнес. Сегодня у государства много избыточных и дублирующих функций. Анализируется около шести тысяч функций, и я думаю, до тысячи будет ликвидировано. Следовательно, по-другому будет построено и правительство. Практика функционирования отраслевых министерств в реалиях рынка и возможного следования курсом Всемирной торговой организации, на мой взгляд, неперспективна. И о судьбе Госкомитета по рыболовству можно только гадать. Возможно его объединение с Минсельхозпродом, с Минэкономразвития. Может быть вариант, когда он останется самостоятельным комитетом. Но не в таком усеченном виде как сейчас, когда у него практически нет возможности для нормальной работы. У нас есть Морская доктрина Российской Федерации, Концепция развития рыбного хозяйства РФ. Их надо реализовывать. Без крепкого государственного органа решить задачи, которые в них заложены, невозможно. Для этого необходимо постоянное и всесторонне внимание государства, его мощная поддержка. А если штаб отрасли будет являть собой невнятный карликовый департамент внутри какого-то министерства, отрасль будет и дальше падать и превращаться в третьеразрядный сектор хозяйства страны. Население не получит в надлежащем объеме и ассортименте рыбопродукции, а смежные отрасли - ценного сырья из рыбы и морепродуктов. Вряд ли это можно назвать правильным государственным подходом. За любой политикой всегда стоят чьи-то интересы. Нужно чтобы за рыбохозяйственной политикой страны стояли интересы государства и людей, которые живут и работают в нем.

Подготовил Вадим МИНИН

к оглавлениюследующая статья
Rambler's Top100
Hosted by uCoz