Наши реквизиты

предыдущая статья к оглавлениюследующая статья

ЛОВИЛАСЬ РЫБКА БОЛЬШАЯ И МАЛЕНЬКАЯ
(Рыбохозяйственный комплекс Калининградской области в 2003 г.)

ОКЕАНИЧЕСКИЙ ПРОМЫСЕЛ в 2003 году
Результаты работы калининградского добывающего флота на океаническом промысле за 2003 г. полностью совпали с прогнозами, сделанными нашим комитетом год назад (предполагался общий улов 295-300 тыс. т). Вылов составил 298,9 тыс. т. Это на 18,8 тыс. т меньше, чем в 2002 г.
Проведение в 2003 г. аукционов по продаже квот на вылов водных биологических ресурсов привело к уменьшению промышленных квот, распределяемых между российскими пользователями. В целом для Калининградской области на 2003 г. квоту определили в 150,3 тыс. т. (При этом в областной бюджет поступило 107 млн. руб. от реализации на аукционах квот на вылов в исключительной экономзоне России).

Вследствие проведения аукционов квоты на треску в Баренцевом море для Калининградской области были уменьшены на 45% и составили 850 т. Из-за сокращения запасов мойвы в Баренцевом море квоты на нее для нашего региона уменьшены с 61,2 тыс. т до 13,6 тыс. в 2003 г. Сложные погодные условия позволили выловить только 12104 т (90% от возможного).
В то же время объем квот, выделенных региону в зонах иностранных государств и конвенционных районах промысла, увеличился на 21,1 тыс. т за счёт расширения объёмов на вылов сельди, морского окуня и путассу.

В прошлом году из-за финансовых сложностей и необеспеченности региональными квотами к промыслу не приступили семь рыбодобывающих компаний, имеющих от одного до четырех промысловых судов, а ООО «Запрыбфлот» практически прекратило свое существование (четыре промысловых судна выведены в офшор), потери вылова по этим компаниям составили 28,3 тыс. т. Менее эффективно работали компании, не обеспеченные региональными квотами, они взяли на 20,1 тыс. т рыбного сырья меньше, чем за предыдущий год.

Информация к размышлению. Федеральным законом от 11 ноября 2003 года N№ 148-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации» отменены аукционы по приобретению квот на вылов (добычу) водных биоресурсов и вводится механизм платности за все водные биологические ресурсы. Платежи, взимаемые с рыбопользователей, направляются в федеральный бюджет. В соответствии с Федеральным законом «О Федеральном бюджете на 2004 г.» Минфином России в областной бюджет в 2004 г. по этой статье доходов будет направлено около 150 млн. руб.
В связи с тем, что распоряжение Правительства РФ N№392-р «О распределении квот между регионами в зонах иностранных государств и конвенционных районах на 2003 г.» вышло только 31 марта 2003 г., а приказ Госкомрыболовства N№134 подписан 9 апреля, судовладельцы не имели информации, где и на каких квотах будет работать флот. Поэтому начало активного промысла было отодвинуто практически на 3,5 месяца. При этом компании понесли значительные убытки, ведь только одни сутки простоя крупнотоннажного судна в порту обходятся предприятию в 300 тыс. руб.

Наиболее "урожайным" в 2003 г. традиционно оставался район Северо-Восточной Атлантики (СВА), обеспечивший львиную долю годового улова калининградцев - 251,7 тыс. т (+32,4 тыс. т). Увеличение обеспечил облов неквотируемой (дешевой) путассу в открытой части Норвежского моря. Общий ее вылов - 146,7 тыс. т (+42,8 тыс. т к 2002 г.) и её доля в улове возросла с 47,7% до 58,3%. За счёт увеличения квоты на 11 тыс. т по морскому окуню (море Ирмингера - конвенционный район промысла) добыто дополнительно 9,2 тыс. т. Из-за аномально высоких температур воды в СВА неудовлетворительно облавливались скумбрия и сельдь, недолов по ним составил 5,8 тыс. т.

Наиболее успешно в этом районе работали компании ЗАО "Вестрыбфлот", ООО "Земланд-Эксима", ООО "Морская звезда", ЗАО "Рыбфлот-ФОР", ЗАО "РПК "ФОР". Они взяли рыбы на 28,5 тыс. т больше прошлогоднего.

Весьма напряженная обстановка сложилась в Центрально-Восточной Атлантике (экономзона Мавритании), основном районе промысла для судов, не имевших региональных квот. Недолов там составил 49,9 тыс. т.

Промысел в ЦВА требует дополнительных эксплуатационных затрат по снабжению флота и оплаты за право лова. В этом районе эксплуатируются суда типа РТМС (их средний возраст превышает 20 лет). В отличие от БАТМ и РТМКС, которые работают на более дешевом мазуте, РТМС используют дизельное топливо. С удорожанием ГСМ в полтора раза промышлять у берегов Мавритании стало себе в убыток.

Из-за увеличения в уловах дешёвых видов рыб (путассу, килька, мойва, сардинелла) на 282,6 млн. руб. снизились стоимостные показатели рыбопродукции, выпущенной в 2003 г. Вследствие этого, а также сверхнормативного простоя флота в первом квартале 2003 г. и повышения цен на топливо и судоремонт, прибыль рыбодобывающих предприятий значительно снизилась, что уменьшило и налоговые отчисления. ОАО НПО «Атлантрыбфлот», суда которого в основном ведут промысел в ЦВА, вообще отработал убыточно.

Однако, несмотря на крайне сложную ситуацию на океаническом промысле, крупные рыбодобывающие компании действовали достаточно эффективно и обеспечили вылов рыбы на уровне последних трех лет.

Прогноз на 2004 год.
Район ЦВА остаётся крайне важным для рыбопромышленного комплекса Калининградской области и промыслового флота, обеспеченного российскими квотами только на 49%. В июле 2003 г. подписано межправительственное Соглашение по сотрудничеству в области рыболовства с Королевством Марокко. В результате Калининградской области на 2004 г. выделена в этой зоне квота на вылов 50 тыс. т рыбы.

С принятием Правительством РФ 20 ноября 2003 г. постановления N№ 704 «О квотах на вылов водных биологических ресурсов» изменяется порядок распределения квот между приморскими регионами России. Введено закрепление долей по каждому объекту лова и району промысла за российскими пользователями сроком на 5 лет. При этом данное право по исключительной экономической зоне РФ, зонам иностранных государств, конвенционным районам Мирового океана отнесено в ведение российского Правительства. Введено понятие «прибрежное рыболовство», к которому отнесены исключительные экономические зоны России в Балтийском и Черном морях, где право определения долей водных биоресурсов российских пользователей отнесено в ведение субъектов РФ.

В случае выделения региону квот по району СВА на уровне 2003 г. в целом в 2004 г. ожидается вылов рыбы на океаническом промысле на уровне 350 тыс. т.

Сырьевая база океанического промысла
Основа сырьевой базы для калининградских рыбаков на океаническом промысле - биоресурсы Северо-Восточной и Центрально-Восточной Атлантики и в небольшой степени других районов Атлантического океана.

В Баренцевом море это донные виды рыб - треска, пикша. К сожалению, доступ калининградских предприятий к этим наиболее ценным в пищевом и стоимостном отношении ресурсам ограничен. Их квота для калининградцев постоянно снижается. Если в 1998 г. по треске она составляла 3,5% от общероссийской квоты, в 1999 г. - 2,5%, то в 2002-2003 гг. - 1,5% (с учетом аукционной квоты - 2,2%). Если эта тенденция продолжится, калининградские рыбаки вообще лишатся возможности работать в Баренцевом море. Положение усугубляется тем, что промысел на Балтике - сезонный, летом он затруднен по природным условиям. А в Баренцевом море летом наоборот - самый лов. Кроме того, стоимость балтийской рыбы невысока. Это снижает экономические показатели предприятий, не дает возможности накапливать средства для развития и обновления устаревшего флота. Поэтому для наших среднетоннажных траулеров комплексное использование ресурсов Балтийского и Баренцева морей очень важно.

Сырьевая база крупнотоннажного флота рыбопромышленников европейской части России - это запасы массовых пелагических рыб СВА: мойвы, сельди, скумбрии, путассу, морского окуня. Российский промысел ведется в зонах иностранных государств на основе межправительственных соглашений (Фарерские острова, Норвегия, Гренландия) и в открытых водах, где уловы регулируются Комиссией по рыболовству в Северо-Восточной части Атлантического океана (НЕАФК). Пока не ограничивается вылов путассу в открытой части Норвежского моря и возвышенности Роколл, но есть большая вероятность, что в ближайшее время и этот промысел будет регулироваться.

Суммарный ресурс пелагических рыб около 250 тыс. т. На сегодня в списках судов предприятий Калининградской области числятся З РТМКС, 15 БАТМ, 12 РТМС, 7 БМРТ. При работе в нормальном режиме возможный годовой вылов крупнотоннажного флота - 380 тыс. т. Так что производственные мощности существенно превышают ресурсное обеспечение. Дефицит ресурсов, как минимум, 130 тыс. т.

Восполнение недостающей сырьевой базы происходит в основном за счет Центрально-Восточной Атлантики. В связи с тем, что в 2003 г. зона Марокко была закрыта для иностранного флота, а межправительственного соглашения между Россией и Мавританией нет, промысел ведется на основе договоренности с местными предприятиями. В 2002 г. калининградские предприятия увеличили численность флота в зоне Мавритании до 14 судов, которые добыли более 80 тыс. т (за весь 2001 г. - 35 тыс. т). Из-за повышения цен на дизельное топливо и снижения экономической эффективности работы, флот в 2003 г. был ужат до 5 единиц, вследствие чего объем вылова сократился до 31 тыс. т.

Дополнительная сырьевая база для калининградских судов существует в других районах (зоны Намибии, Перу, Аргентины, открытые воды ЮВТО). Организация промысла в них связана с рядом трудностей организационного и международно-правового характера. Но сейчас все же предпринимаются определенные усилия для возвращения в дальние районы промысла (пример - экспедиция в ЮВТО).

Расчеты показывают, что экономическая эффективность промысла в отдаленных районах ниже, чем в СВА. В то же время они важны с точки зрения закрепления за Россией части мировых биологических ресурсов и соответствует Морской доктрине РФ на период до 2020 г. и Концепции развития рыбного хозяйства РФ на период до 2020 г.

Проектом программы развития рыбохозяйственного комплекса Калининградской области до 2010 г., предусматривается доведение общего вылова до 510 тыс. т. С учетом того, что в Балтийском море и СВА добыча будет ограничена квотами, резкое увеличение которых маловероятно, основной прирост должен приходиться на дальние районы. При этом распределение вылова может быть следующим.

  • • Малотоннажный флот в Балтийском море - 30 тыс. т
    • Среднетоннажный флот в Балтийском, Баренцевом морях, СВА и СЗА. - 30 тыс. т
    • Крупнотоннажный флот в СВА - 250 тыс. т
    • Крупнотоннажный флот в дальних районах - 200 тыс. т.

Основные фонды рыбодобывающих компаний
За последние 13 лет в эксплуатацию не введено ни одного нового промыслового судна. И только в конце 2003 г. компания "Рыбфлот-ФОР" приобрела два БМРТ в Польше - 1992 и 1993 года постройки.

Исходя из стоящих задач, ожидаемой сырьевой базы и нынешней структуры калининградского промыслового флота можно оценить перспективные направления его развития.

Малотоннажный и среднетоннажный флот в основном старый, нуждается в замещении новыми, оснащенными на современном уровне, более энерговооруженными и энергосберегающими судами. Крупнотоннажный флот можно разделить на две группы. Большинство судов типа БАТМ и РТМКС имеют возраст 10-15 лет. Они могут оставаться в эксплуатации еще 10-15 лет и соответствовать современным требованиям при условии модернизации (установка дополнительных морозильных мощностей, увеличение объема охлаждающих емкостей, переоборудование траловых комплексов). На ряде предприятий Калининградской области и Северного бассейна такая модернизация уже начата.

Возраст судов типа РТМС преимущественно составляет 22 года и более. Эта группа уже в ближайшем времени нуждается в замещении новыми судами. Примерные характеристики перспективных типов крупнотоннажных судов приведены в проекте «Программы развития рыбохозяйственного комплекса Калининградской области до 2010 г.». Использование новых судов повысит эффективность промысла в дальних районах. При годовой производительности одного судна в 20 тыс. т рыбы для вылова 200 тыс. т. потребуется 10 судов.

Развитие рыбной промышленности Калининградской области возможно только при действенной государственной поддержке, в том числе:

  • - активная работа Правительства РФ, Госкомитета по рыболовству РФ в части заключения межправительственных соглашений с целью облегчить доступ к биоресурсам, находящимся в зонах других стран (Мавритания, Сенегал, Намибия, Аргентина, Перу);
  • - обеспечение справедливого распределения национальных квот между регионами;
  • - прямые или косвенные дотации на обновление и модернизацию флота (государственные займы, гарантии);
  • - государственная поддержка промысла в отдаленных районах (ЮВТО), например, путем выделения дополнительных квот ценных промысловых рыб в Баренцевом, Норвежском морях (треска, сельдь, скумбрия) предприятиям Калининградской области, которые примут непосредственное участие в освоении дальних районов.

Доведение объема вылова до 500-510 тыс. т к 2010 г. потребует строительства двух новых современных промысловых судов ежегодно. При стоимости каждого от 20 до 30 млн. долл. США, приобретение их за счет собственных средств компаний нереально.

Решить проблему обновления основных фондов возможно только с применением механизма финансового лизинга с участием государства.

ПРОМЫСЕЛ в БАЛТИЙСКОМ МОРЕ и ЗАЛИВАХ
Общий объём квот на 2003 г. был уменьшен на 4659 т. Они снижены по кильке - на 4794 т, по салаке - на 75,8 т. Промысловая обстановка и погодные условия были вполне благоприятны. В прошлом году выловлено 28159,1 т, при этом освоение выделенных региону квот составило в целом 88,4% против 82% в 2002 г. Годовые квоты по салаке освоены на 77,4 % (2002 год - 65,4%), по треске - на 97% (2002 год -100%), по кильке - на 90,7 % (2002 г. - 84%).

Промысел кильки имеет свою специфику. Кондиционное сырье облавливается только в зимне-весенний и осенне-зимний период. Летом рыба активно питается и непригодна для промышленной переработки. Рыбаки, освоив более половины годовых квот кильки, перенесли её промысел на осень-зиму.

В Калининградском заливе успешно завершена салачная путина. Принятое Калининградским рыбохозяйственным советом решение о введении «олимпийской системы» позволило освоить основные (1500 т) и дополнительные квоты (1000 т) в полном объёме.

В связи с суровой зимой и поздним вскрытием заливов к промыслу приступили к только во второй половине апреля (этим объясняется низкий процент освоения квот пресноводных рыб в заливах).
В целом промысел в Балтийском море и заливах имеет положительную динамику. И оценка ситуации позволяет прогнозировать, что выделенные региону квоты на 2004 год могут быть освоены в полном объёме.

Сырьевая база Балтийском море и заливах
В Балтийском море промысел ведется в рамках национальных квот, выделяемых Международной комиссией по рыболовству в Балтийском море (ИБСФК). Основные промысловые виды - шпрот, сельдь, треска, камбала. Общий объем ресурсов, выделенных России на 2002 г. - около 61 тыс. т. Доля предприятий Калининградской области - 38,9 тыс. тонн (64%). Калининградские рыбаки ведут промысел преимущественно в близлежащих водах российской экономической зоны (26 подрайон). Исходя из научных данных о динамике запасов основных промысловых рыб, в ближайшей и среднесрочной перспективе существенного изменения общих допустимых уловов, и, соответственно, квот не ожидается, особенно в сторону увеличения. Поэтому при оценке обеспеченности флота сырьевой базой целесообразно исходить из существующих показателей.
На лове мелкосельдевых (шпрот, сельдь) используются суда типа МРТК и МРТР, правилами рыболовства разрешена работа 8 судов типа СРТМ. Суммарный ресурс мелкосельдевых для предприятий Калининградской области - 35 тыс. т. При режиме работы СРТМ 150 суток в году и средней производительности 9 т за сутки общий вылов судами этого типа может составить около 11 тыс. т. Для вылова оставшихся 24 тыс. тонн необходимо 22 судна типа МРТК со средним годовым выловом 1100 т. Если промысел будут вести только МРТК, для выбора квоты мелкосельдевых нужно около 32 единиц.

Общий ресурс донных рыб (треска, камбала) составляет около 3,8 тыс. т. Промысел ведется донными тралами и якорными сетями. Соотношение объема вылова этими двумя способами можно принять равным. Тогда для добычи 1,9 тыс. т потребуется 8 судов типа МРТК (средняя производительность 1,5 т за сутки, работа в течение 150 суток, годовой вылов - 225 т). На сетном лове используются СЧС, РБ и другие мелкие суда. Годовой вылов такого судна при работе в течение 150 дней с производительностью 0,75 т составит 112 т. Для вылова 1900 тонн трески и камбалы необходимо 17 мелких судов.

Таким образом, для полной реализации калининградской квоты в Балтийском море требуется: 8 СРТМ, 30 МРТК, 15-20 СЧС, РБ и других мелких судов.

Фактически у калининградских предприятий имеется 10 СРТМ, 29 МРТК и МРТР, 60 мелких судов. Очевидно, что состав флота соответствует возможностям сырьевых ресурсов и даже превосходит их. Это подтверждается постоянным увеличением степени освоения квот в последние годы.

Основные фонды компаний, работающих в Балтийском море
Для полного освоения квот, выделяемых области в Балтийском море, необходимо строительство современного малотоннажного флота, отвечающего всем требованиям ИБСФК. Стоимость таких судов, работающих на мелкосельдевых объектах промысла, составляет $1-1,3 млн. Для обновления промыслового флота в Балтийском море требуется тот же механизм, как и для океанического промысла.

РЫБОПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИЙ КОМПЛЕКС
Деятельность рыбоперерабатывающих предприятий в данный момент определяют не производственные мощности, а уровень умения работать на рынке, конкурировать с другими производителями в равных условиях.

За последние два года в области открыто шесть новых рыбоконсервных производств. ООО «Креон», ООО «Барс», ООО «БРПК» - наиболее крупные из них.

Практически все рыбоперабатывающие предприятия ориентированы на российский рынок. Комитетом по рыболовству были приняты меры по их включению в единую отраслевую систему статистической отчетности «Рыболовство», куда они отчитываются ежемесячно. Предоставление более полной отчетности позволило скорректировать показатели в сторону увеличения, несмотря на уменьшение производства консервов на некоторых предприятиях.

Производство рыбных консервов в 2003 г. составило 202 млн. усл. банок, что на 60,3 млн. усл. банок больше, чем в 2002 г. Наиболее динамично наращивают производство предприятия, работающие по толлингу (ОАО «Балтийский рыбоконсервный комбинат», ОАО «Полесский рыбоконсервный завод»).

Из-за проблем с поставками сырья для шпротного производства (в мае-сентябре балтийская килька непригодна для промышленной переработки), отсутствия собственных оборотных средств, проблем со сбытом продукции, ОАО «Балтийский рыбоконсервный комбинат» прекратил производство шпрот, а рыболовецкий колхоз «За Родину» уменьшил объёмы их производства.

Рыбоперерабатыващими предприятиями области полностью прекращен выпуск рыбных консервов «томатной группы», так как их себестоимость выше, чем консервов в собственном соку и с добавлением масла (технология предусматривает предварительную обжарку сырья), хотя эта продукция востребована на рынке. За последние два года объем производства консервов «томатной группы» сократился более чем на 5 млн. усл. банок.

Анализ спроса и предложения на рынках рыбных консервов показывает, что на сегодняшний день рынок близок к стадии насыщения, и возможны незначительные сезонные колебания спроса.

Прогноз на 2004 год.
С учетом сложившейся в 2003 г. динамики производства рыбных консервов и имеющегося у предприятий «портфеля» заказов можно прогнозировать, что в 2004 г. производство консервов и пресервов в целом по региону останется на уровне прошлого года.

Обеспеченность сырьем рыбоперерабатывающих предприятий
Потребности рыбоперерабатывающих предприятий на 40% обеспечиваются сырьём добывающими компаниями области, 60% потребности закрывается импортным сырьем. Льготы, предоставляемые законом об ОЭЗ, позволяют предприятиям компенсировать дополнительные затраты, связанные с транспортировкой готовой продукции на российский рынок.

Основные фонды рыбопереработки
Износ основных фондов рыбоперерабатывающих предприятий составляет от 60 до 70%. Работа наиболее крупных из них по толлингу (совместная деятельность с торгующими организациями) ведет к перераспределению прибыли в сторону торговли, и, как следствие, снижает их возможности по обновлению и модернизации основных производственных фондов.
Осуществление комплекса мер позволит сертифицировать производство в соответствии с международными стандартами; повысить качество и безопасность выпускаемой продукции; повысить конкурентоспособность продукции; расширить ассортимент, за счет чего обеспечить увеличение поставок на российский рынок; осуществить поставки продукции на зарубежные рынки.

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЫБОХОЗЯЙСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА

  1. Недостаточное обеспечение производственных мощностей промыслового флота сырьевой базой, обеспечивающей эффективную финансово-хозяйственную деятельность рыбодобывающих компаний.
  2. Моральный и физический износ основных производственных фондов и, в первую очередь, промыслового флота.
  3. Наполнение российского рынка традиционными видами продукции рыбопереработки (консервы рыбные) и ограниченные возможности выхода на зарубежные рынки.
  4. Увеличение налогов на предприятия рыбной отрасли:
    • введение платы за водные биоресурсы;
    • отмена льгот по налогу на имущество.
  5. Низкий уровень менеджмента на отдельных предприятиях рыбохозяйственного комплекса.

Задачи администрации области в 2004 году по развитию рыбохозяйственного комплекса

  • Совместно с Правительством Российской Федерации (Государственный комитет Российской Федерации по рыболовству) продолжить работу по заключению межправительственных соглашений в области рыболовства со странами западного побережья Африки и восточного побережья Южной Америки, обеспечивающих приемлемые условия российским рыбодобывающим компаниям доступа к сырьевым ресурсам этих стран.
  • Совместно с Правительством РФ (Государственный комитет Российской Федерации по рыболовству) продолжить разработку программных мероприятий по обновлению основных производственных фондов рыбодобывающих и рыбоперерабатывающих предприятий рыбной отрасли.
  • Создание условий для расширения ассортимента, повышения качества и безопасности выпускаемой рыбной продукции и увеличения её экспорта, используя льготы Особой экономической зоны.
  • Усиление контроля за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий в части уплаты налогов и более широкое применение механизмов финансового оздоровления предприятий-должников.
  • Обеспечение выполнения постановления Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2003 г. N№ 704 «О квотах на вылов водных биологических ресурсов» в части совершенствования механизма распределения квот между пользователями водных биоресурсов.
  • Создание условий для полного освоения выделяемых области квот на вылов водных биологических ресурсов.
  • Участие в подготовке нормативных правовых документов, вносимых на рассмотрение в Правительство Российской Федерации и Государственную Думу Российской Федерации.

P.S. Анализ произведен на основании оперативной информации единой информационной системы мониторинга «Рыболовство».

Обязательным условием получения квот на вылов водных биоресурсов для рыбодобывающих предприятий является предоставление объективной и достоверной информации по вылову рыбы и выпуску рыбопродукции в единую систему мониторинга каждые 15 дней.

Выполнение таких же условий обязательно для всех береговых рыбоперерабатывающих предприятий, зарегистрированных в Государственном комитете Российской Федерации по рыболовству и получивших номерной знак для маркировки рыбных консервов.
Государственным комитетом Российской Федерации по рыболовству ответственной организацией за сбор и обработку информации по рыбохозяйственному комплексу Калининградской области определены ОАО «Компьютерные технологии» и комитет по рыболовству администрации области.

Материал предоставлен комитетом по рыболовству администрации Калининградской области

предыдущая статья к оглавлениюследующая статья
Rambler's Top100
Hosted by uCoz