Наши реквизиты

предыдущая статья к оглавлениюследующая статья

ГРУЗОПОТОКАМ - ЗЕЛЕНУЮ УЛИЦУ
Транспортный комплекс Калининградской области в 2003 году

Транспортный комплекс - одна из приоритетных сфер развития экономического потенциала Калининградской области, важнейший источник финансовых поступлений в бюджеты всех уровней. От его эффективного функционирования и развития зависят стабилизация и подъем экономики, обеспечение целостности, национальной безопасности и обороноспособности страны, улучшение условий и уровня жизни населения.

Начиная с 2001 г. в области идет стабильный рост объемов перевозок грузов железнодорожным и автомобильным транспортом и их переработки портовым комплексом.

Водный транспорт
По экспертным оценкам каждая тонна груза, прошедшая через порт, дает организациям, связанным с его перемещением, до 12 долл. доходов. Рост грузооборота позволил портовикам получить дополнительные доходы и создать условия для интенсивного развития портовых мощностей.

За 2001-2003 годы созданы новые мощности по перегрузке нефти и нефтепродуктов на терминале “Лукойл-Калининградморнефть”. До конца 2005 г. с учетом расширения и углубления морского канала до 10,5 м проектные возможности терминала возрастут до 6,0 млн. т. в год. До 2 млн. т в год увеличены технические возможности ФГУП ”Калининградская портовая нефтебаза”. В техническое перевооружение ОАО ”Морской торговый порт” инвестировало более 7,5 млн. долл. США. В ремонт, реконструкцию и развитие государственного имущества портов, создание систем безопасности судоходства Морской администрацией порта Калининград за 2002-2003 гг. вложено более 700,0 млн. руб.

В декабре 2002 г. в 3-м бассейне г.Балтийска введена в эксплуатацию первая очередь грузопассажирского автопаромного терминала. С 2003 г. начата регулярная работа на терминале по приему грузопассажирских паромов "Транслюбека" и "ТрансФинляндия" на линии «Санкт-Петербург - Балтийск - порты Германии».

На 2004-2005 гг. запланировано дальнейшее развитие бассейна N№ 3 со строительством паромного терминала для линии «Балтийск - порты Польши» и терминала для генеральных грузов. Начато строительство железнодорожного паромного терминала в бассейне N№ 4. На эти цели в федеральном бюджете 2004 г. предусмотрено выделение 310 млн. руб. При этом в пункте Восточный (г. Балтийск) предполагается развитие глубоководного порта.

В целях повышения эффективности работы портового комплекса области планируется:

  • - строительство портовых терминалов в 3 и 4 бассейнах г. Балтийска;
  • - реконструкция Калининградского морского канала с целью обработки в порту Калининград судов длиной до 180 м (25-30 тыс. т грузоподъемностью) и восстановление конструкций входных молов морского канала;
  • - принятие конкурентоспособных железнодорожных тарифов для перевозки российских внешнеторговых грузов через порт Калининград по российским и транзитным (Белорусской и Литовской) железным дорогам;
  • - реконструкция и модернизация станции «Калининград-Сортировочной» с целью обеспечения бесперебойной подачи/уборки вагонов на припортовые станции и портовые терминалы с учетом роста их грузооборота;
  • - финансирование из бюджета Союзного государства строительства перегрузочного терминала в пункте Восточный для перевалки белорусских грузов;
  • - создание единой Морской администрации порта Калининград с подчинением ее Минтрансу России;
  • - передача в ведение Минтранса России всех причалов, гидротехнических сооружений и другого имущества, не подлежащего приватизации, используемого в целях торгового мореплавания (грузовые операции, пассажирские перевозки и т.п.).

Железнодорожный транспорт
Особенностью железнодорожного транспорта в области является наличие железнодорожных путей как российской, так и европейской колеи и пограничных перегрузочных комплексов, позволяющих доставлять грузы из стран Европы непосредственно до калининградских предприятий и отправлять далее в Россию.

Для обеспечения возрастающего грузопотока на калининградском направлении на российско-литовской границе в 2002 г. начато строительство пограничной железнодорожной станции Чернышевское (освоено 37 млн. руб.). Ее пропускная способность на перспективу до 2015 года предусмотрена в объеме 13,8 млн. т. К 2005 г. ожидается увеличение портовых мощностей на 7,0 млн. т к объемам 2003 г. Строительство станции на предусмотренный проектом объем грузов может привести к сложностям в обеспечении беспрепятственной доставки грузов в Калининградскую область. Для недопущения данной ситуации ОАО «РЖД» необходимо принять меры по ускорению пропуска поездов через границу.

Развитие портовых мощностей в Балтийске невозможно без развития железнодорожной составляющей, а именно строительства припортовой станции и реконструкции железной дороги «Калининград-Балтийск». В настоящее время к бассейну N№ 3 подведен железнодорожный путь, ведутся работы по проектированию новой железнодорожной припортовой станции и нового подхода к бассейну N№ 4 (минуя центр города).

На уровне Правительства Российской Федерации, ФЭК России, МПС России, ОАО «РЖД», Минтранса России и других министерств и ведомств решались вопросы, связанные с величиной железнодорожных тарифов при перевозке грузов на калининградском направлении.
Вступивший в действие с 28 августа 2003 г. Прейскурант N№ 10-01 «Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами» не в полной мере учитывает особенности положения Калининградской области, что повлекло за собой увеличение тарифов до 70% на грузовые перевозки, осуществляемые на короткие расстояния (менее 1000 км по российским железным дорогам). Только по строительству 1-ого энергоблока ТЭЦ-2 в связи с ростом затрат на доставку материалов и оборудования дополнительно потребуется выделить из федерального бюджета около 13 млн. руб.

С 1 мая 2004 г., после вступления Литвы в Европейский Союз, могут измениться правила перевозок в случае использования литовской стороной норм и правил Европейской конвенции COTIF и оформления перевозочных документов по правилам конвенции CIM.

Особенностями данных правил является:

  1. Перевозка грузов производится под таможенным контролем при обязательном предоставлении финансовых гарантий доставки товара до получателя (то есть аналог существующей системы МДП на автомобильном транспорте).
  2. Упрощение процедур оформления транзита товаров при пересечении границы возможно только при условии, что перевозка осуществляется с обязательной ссылкой на конвенцию COTIF.
  3. Учитывая, что Литва, как член ЕС, может потребовать финансовых гарантий перед таможенными органами в момент пересечения грузом границы Литвы, то потребуется заблаговременное переоформление перевозочных документов, оформление финансовой гарантии перевозчика перед таможенными органами, и данные операции придется выполнять на белорусских пограничных железнодорожных станциях.

Может сложиться ситуация, которая приведет не только к повышению стоимости перевозок, но и к значительным задержкам поездов на белорусских станциях в связи с переоформлением документов, что приведет к резкому снижению конкурентоспособности калининградского направления и снижению грузопотоков.

Единственно возможный пока вариант решения проблемы - сохранение существующих норм и правил СМГС при грузовых железнодорожных перевозках, что возможно в рамках Евросоюза если рассматривать СМГС как взаимные договоренности отдельных стран.

Автомобильный транспорт

Грузовые перевозки
Соседство со странами ЕС и необходимость транзитного проезда через территории Литвы и Польши, ставит перед автомобильными перевозчиками задачу соответствия подвижного состава нормам и правилам ЕС.

Эксплуатация автотранспортных средств вне территории области, не отвечающих техническим и экологическим стандартам Евросоюза, будет проблематична, практически невозможна.
За счет освобождения от уплаты таможенных пошлин при ввозе в Российскую Федерацию седельных тягачей, отвечающих требованиям международных экологических норм и предназначенных для осуществления международных автомобильных перевозок, обновлен парк автопоездов. Если на декабрь 2002 г. из 2219 автопоездов, осуществляющих международные автомобильные перевозки в регионе, экологическим требованиям соответствовало только 19%, то на конец 2003 г. европейским стандартам соответствует более 50% автомобильного парка. Остальная часть парка должна быть обновлена.

Для поддержки международных автомобильных перевозчиков, устойчивой и эффективной работы автотранспортных предприятий Калининградской области рассматриваются вопросы по снижению ставки «транспортного налога».

предыдущая статья к оглавлениюследующая статья
Rambler's Top100
Hosted by uCoz