Наши реквизиты

к оглавлениюследующая статья

СЪЕЗД ПРОШЕЛ. ВОПРОСЫ ОСТАЛИСЬ
(заметки на полях рыбацкого форума)

Эхо прошедшего в конце 2002 г. второго съезда работников рыбного хозяйства до сих пор не утихло в рыбацких коллективах страны. А его решения по-прежнему остаются темой больших и малых обсуждений. Оно и понятно, ведь главной причиной общего сбора российских рыбаков стало стремление разрешить, наконец, наболевший вопрос, который они задают себе все последние годы — как одна из ведущих мировых рыболовных держав оказалась в столь тяжелом положении?

Первым на него попытался ответить министр сельского хозяйства и продовольствия Алексей Гордеев. Он признал необходимость кардинально менять политику развития отрасли, добавив, что по итогам поездки Владимира Путина на Дальний Восток есть поручение Президента готовить концепцию развития отрасли. Министр дистанцировал себя от политики Правительства в рыбной отрасли. «Сегодня существует конфликт: власть-отрасль-народ. Власть хочет сначала получить средства от отрасли в виде налогов, а потом отрасль должна сама искать возможность, чтобы работать. Страдают от этого все. Но, прежде всего люди. Нельзя создавать механизм, который режет курицу, несущую золотые яйца. Отрасль должна быть выгодна стране, конкретной компании, человеку». Существующую систему государственного управления отраслью Алексей Гордееев сравнил с «… механизмом, позволяющим семерым делать работу одного при полном отсутствии всякой ответственности». По мнению АлексеЯ Гордеева для диалога с правительством рыбакам важно объединиться, создав новую мощную ассоциацию, способную к лоббированию интересов отрасли.

Прибывшие рыбаки ожидали увидеть на съезде заинтересованность правительства в совместной выработке решений их проблем. Надеялись на встречу если не с Президентом, то с председателем правительства Михаилом Касьяновым или Германом Грефом. Но состав президиума явился для них моментом истины.

Признали обоснованным скептицизм делегатов в отношении возможностей съезда и его организаторы. Председатель ЦК отраслевого профсоюза Юрий Шалонин констатировал, что практически все обсуждаемые вопросы были в центре внимания предыдущего съезда (июнь 1998-го). Который принял рекомендации по выводу отрасли из кризиса, и они через Координационный Совет были доведены до исполнительных и законодательных органов власти всех уровней. Но большинство этих инициатив остались не услышанными. Единственный заметный результат – создание федерального органа управления, Государственного комитета РФ по рыболовству. Однако до сих пор Комитет не имеет утвержденного положения о своей деятельности, а следовательно не легитимен.

В своем обширном докладе прежний глава Госкомрыболовства Евгений Наздратенко постарался не только охарактеризовать ситуацию в рыбной отрасли, но и обозначить пути выхода из кризиса:
«Системный кризис в рыбопромышленном комплексе — результат отсутствия в период реформ в России целостной государственной стратегии в области рыбохозяйственной деятельности. Если в советские времена государство видело главной целью существования отрасли обеспечение населения дешевыми и полезными рыбными продуктами, то в 90-х оно стало смотреть на отрасль как на бюджетного донора, из которого можно выкачивать деньги, ничего не вкладывая. В отрасли, объединяющей в общую цепочку социально-экономические, научно-образовательные, биолого-воспроизводственные, транспортно-строительные и распределительно-сбытовые аспекты хозяйственной деятельности, в результате тотальной приватизации 1992-1994 гг. была ликвидирована внутренняя кооперация и вертикальные хозяйственные связи. Образовавшиеся самостоятельные экономические субъекты, в основном, мелкие и средние, в своей массе оказались не заинтересованы в долгосрочных вложениях в производство и ориентировались на сиюминутную прибыль. В 2002 г. процесс старения флота стал катастрофическим, а его модернизация и обновление так и не начались. В составе промыслового флота судов, отслуживших нормативный срок эксплуатации, более 70%!

Но самой серьезной остается проблема сокращения биологических ресурсов. Начиная с 1995 г. неуклонно сокращаются объемы ОДУ. Сегодня производственные мощности флота при их общей недозагруженности в 2-3 раза превышают возможности изъятия сырья.

С 1991 по 2001 годы объем добычи рыбы и нерыбных объектов промысла снизился с 6,93 до 3,69 млн. т (на 53,2%). Значительно сократился вылов в экономических зонах иностранных государств и в открытых районах Мирового океана (на 52 и 71% соответственно). Общий улов в 2002 г. сократился, по сравнению с предыдущим годом более чем на 12%, выпуск товарной пищевой рыбопродукции – на 7 %, кормовой муки – на 36,5%. К 2010 г., по прогнозам ученых, в российской экономзоне основные промысловые запасы могут полностью исчезнуть».

На этом фоне принятие правительством системы аукционов квот (Постановление правительства N№1010 от 27.12.2000 г) вызвало протест практически всех присутствующих на съезде. В выступлениях рыбаков Дальневосточного и Северного бассейнов подчеркивалось, что аукционы напрямую ведут к банкротству многих градообразующих предприятий отрасли. Но особенно сильно от них страдают небольшие компании, не имеющие средств для участия в торгах. Анализ проведения аукционов свидетельствует, что они выливаются в приобретение права на выход в море. Ну а там — кто во что горазд. Фактически, Правительство России понуждает рыбаков к браконьерству. А бюджет, выходит, пополняется ворованными рублями. По оценкам специалистов Госкомрыболовства, практика продажи квот через аукционы увеличила объемы переловов с пропорции 1:2 до 1:5. Довольно точно по этому поводу высказался Председатель комитета по природным ресурсам Госдумы РФ Александр Беляков «…Сегодня процедура (аукцион — это процедура) поставлена выше результата». Правда, в этом случае не совсем понятна позиция профильного комитета при подготовке проекта закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», в котором аукционы на продажу рыбы в воде прописаны.

Тем не менее, закон, который бы давал возможность цивилизованному, прогнозируемому развитию отрасли, рыбакам необходим. Вот, что сказал по этому поводу губернатор Мурманской области Юрий Евдокимов. «Наверно, в России должен быть государственный орган, обладающий всей полнотой власти в отрасли. Тогда будут и закон, и порядок. А сегодня 4 государственных ведомства роются в одном и том же кармане. Если правительство не готово на то, чтобы держать Комитет по рыболовству в таком виде, как мы на этом настаиваем, то оно должно принять наши предложения, которые в 2000-м г. одобрил президент: Госкомитету нужно базироваться на бассейновых территориальных органах управления. Соответствующие предложения губернаторами северных территорий внесены в правительство. При этом 90% средств, необходимых для содержания этого органа, мы берем на себя. Пусть Госкомрыболовство назначает его руководителя, и эта структура полностью ему подчиняется.»

Выступившие на съезде делегаты северо-западного бассейна (председатель правления Калининградского рыбакколхозсоюза Олег Твердохлеб, гендиректор «КРК» Галина Герасимова, председатель Калининградского обкома профсоюза Михаил Синельник) высказывались по вопросам, которые должно решать отраслевое министерство. Положение дел в рыбохозяйственном комплексе этого региона определяется сокращением на 90% промысловых площадей на Балтике после распада СССР, вступлением Прибалтийских государств в ЕС, видовая ограниченность сырьевых ресурсов 26 и 32 подрайонов. Низкая стоимость основного промыслового объекта — кильки и салаки на фоне постоянного роста затрат на топливо, электроэнергию, землю, ежедневным контролем со стороны таможни, ФПС заставляют говорить об убыточности промысла в этом районе.

Работа крупнотоннажного флота северо-западного бассейна в традиционных районах ограничена снижением объемов промысловых квот в СВА, утратой государственных позиций России в африканских государствах. Поэтому необходимо продумать возможность закрепить за постоянными пользователями долю промышленных квот на 5 лет.

По результатам подготовительной работы и выступлений делегатов Съезд принял следующие документы:

  • Решения съезда.
  • Обращение к руководству страны.
  • Обращение к Генеральному прокурору относительно законности аукционов.
  • Обращение к работникам рыбного хозяйства и Правительству РФ по борьбе с браконьерством.
  • Обращение в Государственную думу и Совет Федерации по выработке главного закона для рыбаков.

Учитывая опыт 1-го съезда, принято решение поручить продвижение Решений съезда Координационному Совету (председатель Вячеслав Зиланов), оставить съезд в рабочем состоянии до выработки позитивных решений со стороны федеральных исполнительных органов, объЯвить в отрасли предзабастовочную обстановку.

 

Rambler's Top100
Hosted by uCoz