Наши реквизиты

предыдущая статья к оглавлениюследующая статья

КАЛИНИНГРАДСКИЙ КРЮИНГ
Вадим Владимирович Мамонтов
, председатель Совета Калининградской региональной (территориальной) Общественной организации Российского Профессионального союза моряков

Развитие крюинга, то есть коммерческой комплектации экипажей, в нашем регионе сталкивается, пожалуй, с теми же проблемами, что и любое другое малое или среднее предпринимательство. Все началось в 1991 г. с «Морского центра» под управлением Леонида Наумова, преподавателя Института повышения квалификации кадров флота рыбной промышленности. Тогда это была единственная фирма, занимавшаяся трудоустройством плавсостава за рубеж. Первопроходцы из «Морского центра» поговаривали о необходимости создания единой региональной биржи труда для моряков и рыбаков, и лично Л. Наумов вел переговоры о долевом финансировании этой непонятной структуры с крупнейшими судовладельцами Калининграда, тогда директорами государственных предприятий. Переговоры провалились: госфеодалы были совершенно не заинтересованы в обмене кадрами, да и боялись того, что наиболее квалифицированные специалисты уйдут к конкурентам, тем более за рубеж, безвозвратно.

«Морской центр» не смог удержать позицию лидера. Сразу после либерализации цен, введения свободы внешнеэкономической деятельности и приватизации государственного флота рынок труда стал развиваться лавинообразно. Не прошло и года, как в Калининграде появились агентства «Балт-Марко», «Л & Е» - кстати, эти пионеры местного крюинга работают до сих пор - и разнообразные искатели наживы, а то и просто эпизодические мошенники, исчезнувшие вместе с деньгами и обещаниями. Сегодня в Калининграде зарегистрировано 55 агентств, имеющих государственную лицензию, характеристику действующих (в виде таблицы) мы приводим ниже.
Интересно, что лишь в 1996 г. государство решило лицензировать подобный вид коммерческой деятельности: именно тогда появился нормативный акт «Положение о деятельности, связанной с трудоустройством граждан РФ за границу», и был определен контролирующий орган - Федеральная миграционная служба РФ. То есть несколько лет моряки отправлялись на суда под иностранным флагом без какого-либо пригляда и контроля. Подчеркиваем, именно без «какого-либо», ведь в те годы профсоюз тоже создавался заново, оформлял членство в МФТ-ITF, приобретал необходимый опыт.

Соответственно, об этой эпохе «безвременья», когда калининградские моряки, понятия не имевшие о том, что такое контракт, и какими должны быть минимальные трудовые стандарты, попадали в переплет, можно было бы рассказать многое… Но применительно к тематике статьи подчеркнем существенное: рабочая сила калининградских моряков как товар, прежде неизвестный на международном рынке, продвигалась на этот самый рынок со всеми соответствующими приключениями. Ведь калининградский крюинг не имел самостоятельного доступа к иностранным судовладельцам. По сути, в первые годы деятельность крюинга сводилась к двух-, а то и трехступенчатому посредничеству. Для примера, греческий судовладелец «Nikolakis» заказывал экипаж польскому агентству «Stan Shipping», оно отдавало часть вакансий «Балт-Марко», которое делилось ими с «Л & Е». И понадобились годы, чтобы агентства, ныне действующие в Калининграде, приобрели необходимый опыт и установили непосредственный контакт с судовладельцами.

К тому же калининградский регион в течение десятилетий был краем рыбной промышленности. Даже единственное пароходство - ныне ОАО «Западное пароходство» - традиционно относилось к отрасли речного судоходства, т.е. судов ограниченного плавания, и насчитывало в лучшие времена не более 40 теплоходов смешанного плавания с общей численностью плавсостава 900 человек. Для сравнения, по нашим данным (подтвержденным службой дипломирования капитана морского торгового порта) в Калининграде числится 6250 специалистов, имеющих право работать на судах морского транспортного флота в соответствии с требованиями Конвенции.
Для сопоставления, во времена расцвета советского флота рыбной промышленности, оснащенного современными судами неограниченного района плавания, в Калининграде насчитывалось примерно 17000 работников плавсостава. И с учетом того, что флот, приписанный к порту Калининград, сократился настолько, что просто исчез, тот факт, что каждый третий рыбак стал моряком и получил работу на международном рынке труда, говорит о многом: прежде всего, о качестве нашего морского образования и профессиональных качествах наших моряков, которые «сами себя сделали».

Подчеркнем главное: сегодня в Калининграде набирают кадры для своего флота и норвежские судовладельцы, которые оплачивают труд наших моряков по ставкам ITF (см. в таблице агентство «Северный путь»), и «Marlow Navigation» (при посредничестве Отдела международных связей Калининградского морского колледжа), и шведы удобного флага, и голландские судовладельцы второго регистра… И далее везде.

В худшем положении оказались наши рыбаки: их удел - найм на остатки разнотипного флота промышленного рыболовства, разбросанного от Сингапура до Намибии и перешедшего к разномастным иностранным судовладельцам.

Поясним, что прежняя система подготовки кадров флота в Калининграде по-прежнему функционирует: как и раньше Школа подготовки рядового состава, Мореходный колледж и Государственная академия ежегодно выпускают молодых специалистов, не имеющих практического опыта. Примерно пятнадцать процентов от общего числа выпускников востребованы: например, известная фирма «Marlow Navigation» ежегодно трудоустраивает 25-30 выпускников Мореходного колледжа. Что же касается подавляющего большинства «молодости флота», она обретается на берегу невостребованной.

По нашим подсчетам, калининградский плавсостав транспортного флота занимает ежегодно до 4-х с половиной тысяч рабочих мест в основном на судах под удобными флагами. Добавим еще 250 рабочих мест на судах ОАО «Западное пароходство» под флагом РФ. Суммарно это и есть реальные рабочие места для калининградских моряков. Однако, по нашим сведениям, калининградские моряки уходят в рейс и при посредничестве крюинговых агентств государств Балтии: это еще несколько сотен высококвалифицированных специалистов.

Как представители профсоюза, мы каждый день сталкиваемся с рыбаками и моряками, которые ищут работу. Причем рыбаки ищут работу любую и соглашаются на зарплату в 400 долл. США в месяц в условиях рейса неограниченной продолжительности. С моряками картина совершенно иная: они не столько ищут работу, сколько она, то есть кадровые вакансии, разыскивает их.
Вместе с тем наличный кадровый потенциал калининградского рынка труда, по нашему мнению, далеко не востребован. И основная причина этой самой невостребованности - это, пожалуй, недостаточное умение кадров флота рыбной промышленности преподнести себя. Некоторые рыбаки так и не смогли адаптироваться, заставить себя освоить английский и тому подобное. Но разве в современной России лишь эти работяги не смогли приспособиться?

Что же касается системы государственного лицензирования бизнеса, связанного с трудоустройством за границу, то это вообще отдельная песня - временами грустная, а временами разухабистая.

Начнем с того, что прежняя система, внедренная в 1996 г., являлась по сути уведомительной. Любой коммерсант (или мошенник) мог предоставить копию соглашения о намерениях с любым иностранным работодателем, достоверность существования которого никто не проверял, платил минимальный сбор и получал от государства разрешение. Далее этот бизнес становился неподконтрольным, и разнообразные платы-сборы с моряков, как правило, нелегальные, и являлись чистым доходом того или иного «крюинга».

В настоящее время при активном участии нашего профсоюза, содействии Федеральной миграционной службы и правоохранительных органов ситуация существенно изменилась. То есть с местного рынка труда исчезли гастролеры и жулики, но система поборов с трудоустраиваемых в основном осталась. Теперь на наших глазах снова меняется нормативная база государственного контроля за деятельностью, связанной с трудоустройством граждан РФ за границу. В этом году РФ ратифицировала Конвенцию МОТ «О найме и трудоустройстве моряков», предусматривающую тщательный контроль государства за сборами и поборами. Впрочем, практическая реализация Конвенции пока что еще не началась.

И последний штрих. Экономическая важность «калининградского сектора» на рынке труда уже признана хотя бы международными адвокатами, специализирующимися на рассмотрении споров, связанных с получением компенсаций и пособий вследствие травм и иных несчастных случаев. Так, в Калининграде открывается адвокатское бюро международной фирмы «Павлакис и партнеры» (создана в 1936 г., Греция, Пирей), которая уже сегодня представляет интересы 20 калининградских семей, потерявших кормильцев на судах под иностранными флагами. Международные адвокаты уверены в развитии своего бизнеса. А нам, представителям Российского профсоюза моряков, хочется, чтобы такой работы у них было поменьше.

 

 

Rambler's Top100
Hosted by uCoz