Наши реквизиты

предыдущая статья к оглавлениюследующая статья

РОССИЯ И ЕВРОСОЮЗ: КОЛЛИЗИИ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ РЫБНЫМИ ТОВАРАМИ
Юрий Александрович Бобылов
, с.н.с. ВНИЭРХ Госкомрыболовства России, автор серии статей по анализу внешнеторговой деятельности в рыбном хозяйстве России и подготовке присоединения России к ВТО

Подготовительная работа Госкомрыболовства России по предстоящему присоединению России к ВТО показывает необходимость расширения внешнеторгового сотрудничества России и Евросоюза. Однако имеются некоторые проблемы, требующие согласованного решения. Рыбная торговля в этом плане вскрывает некоторые "типичные" проблемы. При этом само географическое и экономическое положение Калининградской области в региональном аспекте (в частности, возможного получения рыбным хозяйством региона грантов по линии "ТАСИС") предопределяет поиск оптимальных решений этих общеевропейских и российских проблем.

Перейдем к рассмотрению особенностей внешней торговли рыбными товарами между Россией и Евросоюзом и отметим, что пока статистическая база Госкомрыболовства не позволяет взять динамику 2001-2002 гг. Данные Госкомстата РФ появятся лишь в конце марта, а детализированные данные ГТК РФ - в середине мая 2003 г.

2001 год в ретроспекции рыбного хозяйства России
Опубликованная ВНИЭРХ в самом конце февраля 2003 г. обзорная информация (см. "Маркетинговые исследования", вып. 4 (36), 2002 г.) показывает дальнейшее углубление хозяйственного кризиса в системе Госкомрыболовства России.

За 1999-2002 гг. официальное сокращение объемов добычи рыбы, ракообразных и моллюсков составило почти 1 млн т, или 23,9%. В 2002 г. уловы сократились в сравнении с 2001 г. на 301,2 тыс. т или на 9,1%.

Как видно из данных табл. 1 практически весь объем сокращения добычи пришелся на предприятия Госкомрыболовства России (по сравнению с ГКО "Росрыбхоз"). Но при общем падении производства продукции в 1999-2002 гг. рос выпуск рыбных консервов. Из них 93% выпускалось на береговых предприятиях. Особо заметное падение производства произошло в Дальневосточном бассейне. По сравнению с 2001 г. в прошлом году оно составило 334,4 тыс. т или 17,4%.

Предприятия Северного и Западного бассейнов сумели в 2002 г. увеличить объемы промысла по сравнению с 2001 г. на 0,6% и 6,4% соответственно. Еще более выросла добыча на Южном бассейне - 17,8%. Важно, что в 2002 г. проявилась тенденция роста удельного веса (около 1%) промысла океанического рыболовства.

За этот же период производство пищевой рыбной продукции, включая рыбные консервы, выросло на Северном, Западном и Южном бассейнах - соответственно на 5%, 9,2% и 22,4%. Наибольший удельный вес в уловах Западного бассейна приходился на район СВА (около 73%). Увеличились уловы в ЦВА - более, чем в 2 раза (более 77 тыс.т.). По состоянию на 1 августа 2002 г. на 310 обследуемых крупных и средних предприятиях отрасли 126 (40,6%) получили прибыль 1 038,8 млн. руб., а 184 (59,4%) - убыток в размере 3 364,1 млн. руб. В целом по 310 предприятиям убыток составил 2 325,3 млн. руб.

Автор этой статьи присутствовал в конце ноября 2002 г. на Съезде рыбаков России и должен признать, что в углублении экономического кризиса России виноваты некоторые недальновидные управленцы не столько Минэкономразвития России, сколько самого Правительства России. И отрадно прочитать в прессе начала этого года, что Правительство России намерено предпринять действия по реструктуризации управления рыбным хозяйством России.

Очевидно, что-то должно коснуться и внешнеторговой деятельности.
Здесь можно напомнить о позиции автора данной статьи относительно целесообразности разработки и принятия закона РФ "О рыбной торговле" (см.: "Рыболовство России", 2002, N№ 6).

Роль Дальнего Востока в торговых связях ЕС и России
Поддерживая предложение о формировании в Европе Единого экономического пространства (ЕЭП) с участием России, следует учитывать, что львиная доля гидробионтов сегодня добывается на Дальнем Востоке и большая часть внешней торговли ими приходится не на страны ЕС (или страны Европы), а на США, Японию, Республику Корея, КНР и др.

Морское рыболовное пространство России в основном является не "европейским", что при совершенствовании нормативно-правовой базы России ограничивает роль ЕС. При этом доминирующую роль играют нормы международного права на основе рекомендаций ФАО (Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН), ВТО и др.

По оценкам экспертов рыболовных стран мира, требуется разработка специального Соглашения ВТО по торговле рыбными товарами (эта работа уже ведется).

На данной "рамочной основе" целесообразно подготовить такое "рыболовное" Соглашение России и Евросоюза по внешнеторговой деятельности, которое учитывало бы особенности торговли рыбой, морепродуктами, рыболовными судами, а также особенности совместного рыболовства в перспективных районах Мирового океана.

Россия обладает значительными запасами промысловой рыбы и ракообразных и является одним из 8 крупных мировых поставщиков различных рыбных товаров. В ценовом отношении рынок ЕС по некоторым видам рыбных товаров несколько уступает по привлекательности другим региональным рынкам.

В связи с введением практики аукционных продаж квот на вылов для российских и иностранных компаний требуется усилить защиту экономических интересов товаропроизводителей России, работающих на внутренний рынок страны.

Официальная российская статистика по внешней торговле России и ЕС (в том числе по отдельным странам) рыбными товарами в 2001 г. приводится в табл. 2 и 3.

Общий объем экспорта и импорта рыбных товаров был исчислен путем суммирования ежегодных данных Госкомстата РФ и ГТК РФ.

Россия импортирует из ЕС в основном рыбу мороженую (0303) на сумму 27,09 млн. долл. США, что составляет 16,3% российского импорта, а также ракообразные (0306) на сумму около 8 млн. долл. США или 72,6 % российского импорта этих товаров в 2001 г.

Экспорт рыбных товаров из России в ЕС с учетом общего промысла незначителен. Лидирует в экспорте - филе рыбное (0304) в объеме 99,4 млн. долл., что составляет 53,4% от экспорта филе рыбного в 2001 г., далее следуют: рыба мороженая - 95,8 млн. долл. Достаточно велик российский экспорт моллюсков (0307) на сумму 11,6 млн. долл. или 37,5% всего российского экспорта.

Основными внешнеторговыми партнерами России являются: Германия, Дания, Нидерланды и др. Незначительна рыбная торговля России с Францией.

Экспорт рыбных товаров из России имеет следующие особенности:

  • значительная роль Дальнего Востока в общем объеме экспорта рыбных товаров, из которого однако в 1999 г. лишь 13% было экспортировано в страны ЕС;
  • основной объем экспорта осуществляется судами непосредственно в море (минуя таможню).

Эти особенности внешнеторговой деятельности следует учесть при формировании Отраслевого раздела концепции ЕЭП с участием России.

В настоящее время страны ЕС заинтересованы в увеличении поставок на рынок Евросоюза рыбных товаров, в том числе свежей и мороженой рыбы.

По данным экспертов ЕС, опубликованным в журнале "Еurofich", странам Евросоюза необходимо иметь рыбных товаров на сумму 8 млрд. долл., а поставки составляли лишь 7 млрд. долл. Кроме того, сокращение производства говядины в ЕС в 2000-2002 гг. значительно обострило имеющуюся потребность в рыбных товарах.

Приведенные выше детализированные цифры о структуре и объемах внешней торговли России с Евросоюзом говорят о том, что Госкомрыболовству России, а также Администрации Калининградской области следует более активно работать с КЕС и подведомственными структурами, используя весь рекомендуемый ВТО внешнеторговый инструментарий и особенности складывающейся конъюнктуры на рыбных рынках.

Представляется, что, например, тарифное регулирование имеет относительную значимость для регулирования экспорта и импорта рыбных товаров. На перспективу более важна отработка норм нетарифного регулирования в сфере торговли не только рыбными товарами, но и рыболовными судами, перерабатывающим оборудованием (а также рабочей силой с трудоустройством за границей и др.).

Рыботорговый треугольник Евросоюз-Россия-Норвегия
По нашему мнению, уровень экспорта рыбных товаров из России в ЕС не соответствует экспортному потенциалу России из-за относительно высоких (в сравнении с рядом других импортеров, особенно Норвегией) ввозных таможенных пошлин на эти продовольственные товары.

Норвегия - наш конкурент с тщательно отработанной внешнеторговой стратегией, включая политику проникновения на внутренний рынок России (есть и положительные стороны развернувшейся "рыбной экспансии" для российского потребителя). Сегодня именно рыбохозяйственная правовая база Норвегии должна послужить примером подражания для России.
Норвегия является крупнейшим импортером и рыбообработчиком свежей, охлажденной и мороженой рыбы, добываемой Россией. Поставки рыбы из России в Норвегию сопоставимы только с поставками в Евросоюз.

В табл. 5 приведены наши расчеты по официальной российской статистике 2001 г. (ниже сравните в табл. 6 данные норвежского экспорта рыбных товаров в Россию в 2001 г.).

По данным Т. Хиневича /Инф. бюл. "Промышленное рыболовство. Зарубежный опыт", Владивосток, 2003, N 1-3(75) /, промысловый флот Норвегии насчитывает около 13 тыс. судов. Примерно для 70% из 20 тыс. норвежских рыбаков рыболовство является единственным видом деятельности. В стране насчитывается 500 рыбообрабатывающих предприятий, на которых занято около 12,5 тыс. чел.

В отличие от России норвежское правительство постоянно уделяет огромное внимание вопросам эффективной деятельности своего рыбного хозяйства, инвестируя также товарное рыбоводство лосося, форели и др. Норвегия уверенно завоевывает внутренний рыбный рынок России (сельдь, лосось, форель, пресервы и др.). Здесь есть смысл привести данные Т.Хиневича (из того же источника) о структуре норвежского рыбного экспорта в Евросоюз и Россию, а также ряд других стран мира.

Анализируя данные, приходится с горечью констатировать технологические преимущества в сфере рыбного хозяйства Норвегии по сравнению с Россией (есть фактор разрыва "экспортных цен" на рыбные товары, поставляемые в Россию и богатые страны мира вне качества рыбной продукции).

При рассмотрении вопроса о возможных таможенных преференциях Евросоюза для поставок рыбных товаров из России, следует отметить, что ведущая рыболовная страна мира Норвегия, являющаяся полноправным членом ЕЭП, также сталкивается с ограниченным доступом норвежских производителей рыбных товаров на рынки стран ЕС.

Норвегии приходится поставлять в ЕС мороженую, соленую или вяленую рыбу, но не высокотехнологичные рыбные товары со значительной добавленной стоимостью. В последние годы Норвегия пыталась добиться от ЕС тарифных уступок применительно к экспорту рыбных товаров, но безрезультатно (за исключением экспорта атлантического лосося, поставки которого регулируются отдельным Соглашением).

По данным норвежской печати, Министерство рыболовства Норвегии выражает недовольство этой ситуацией, считая, что позиция ЕС противоречит тенденциям либерализации мировой торговлей рыбой в соответствии с нормами ВТО.

В отличие от Евросоюза, Россия пока не придает значения борьбе с демпингом в сфере рыбной торговли с другими странами. Все еще нет квалифицированных кадров и средств для такой защиты.

Так, по данным журнала "Еurofich" (2002, N№5, с.6), в результате расследования, проведенного ЕС по факту обвинения ряда норвежских компаний в поставках лосося в ЕС по демпинговым ценам, были оштрафованы 11 фирм Норвегии. Было установлено, что эти компании экспортировали лосось в ЕС по ценам ниже установленной минимальной импортной цены (3,25 евро/кг). Эти фирмы должны заплатить штраф в размере 13,8% от стоимости ввезенного лосося.
Внешнеторговые соглашения между ЕС и Норвегией, включая "Соглашение по лососю", регулируют ценообразование, а при их нарушении страны-члены ВТО проводят антидемпинговые расследования.

Имея представление о позиции Норвегии и ее экспортных интересах, Россия должна учесть, что в структуре ее экспортных поставок доминирует мороженая рыба, рыбное филе и икра осетровых, которые не являются конкурентными товарами для потенциального норвежского экспорта. Однако предоставление Норвегии льготных таможенных преференций на качественные рыбные товары показывает, что России, не являющейся членом ЕЭП, данные преференции получить сложнее. Возможно, для решения данного вопроса потребуются компромиссные пакетные Соглашения. Норвегия не входит в Евросоюз и проводит специфическую внешнеторговую политику в отношении России, стремясь укрепить позиции своих производителей и экспортеров на внутреннем рынке РФ.

Таким образом ситуация в треугольнике "Евросоюз-Россия-Норвегия" совсем не в нашу пользу.

Сегодня и завтра рыбной торговли России и ЕС
Можно говорить о недостаточной реализованности ряда статей "Соглашения о партнерстве и сотрудничестве" (1994 г.) между РФ и ЕС о взаимовыгодной торговле. При этом наибольшие препятствия созданы для рыбных товаров с высокой степенью технологической обработки (филе, консервы и др.). Сегодня Калининградский анклав остро чувствует стратегические "пробелы" во внешнеторговой политике Евросоюза (по отношению к России).
В связи с этим России необходимо более активно и системно развивать торговлю рыбными товарами с ЕС.

1 Следует решить вопросы продвижения российских рыбных товаров на рынок ЕС по сниженным пошлинам. Особый интерес представляют вопросы организации рынка лизинга судов, рыболовных и других услуг (классификация услуг, обоснование тарифное политики, формирование специализированной инфраструктуры и др.), а также рынка рабочей силы, включая подготовку и повышение квалификации кадров для рыбного хозяйства ЕС и России.

По мнению автора, Минэкономразвития России и Госкомрыболовству России следует выступать за отмену или снижение таможенных ставок ЕС на ряд рыбных товаров. Это выгодно ЕС и России. Увеличение экспорта рыбных товаров России в ЕС улучшит структуру экспорта и импорта РФ.
Следует отметить, что порядок величин импорта рыбных товаров в ЕС из России по российской статистике по стоимости в основном соответствует данным статистики Евростата (при этом зарубежной статистикой улавливается некоторая часть нелегального экспорта из России). Однако для рыбной торговли характерна совсем иная "информационная ситуация" по торговле России с Японией и другими странами АТЭС (см.: "Морская индустрия", 2002, N№ 2).

Распространение общей системы преференций ЕС на экспортируемые Россией рыбные товары, возможно, и отвечает торговым интересам обеих сторон. Но Россия ставится в неравные условия с развивающимися странами, для которых ЕС предоставляет большие таможенные льготы на ввоз продуктов питания.

2 При росте экспорта более ценных видов рыбы Россия заинтересована в увеличении импорта недорогой рыбы (сельди, путассу и др.), спрос на которую имеется на внутреннем рынке. Превышение экспортных цен над импортными является источником дохода народного хозяйства России. Так, возможно за 1 т экспортируемых рыбных товаров импортировать 2 т рыбных товаров, пользующихся спросом на внутреннем рынке РФ и повышать уровень его насыщения.

Однако уже развитие нашей консервной промышленности в последние годы говорит о том, что надо менять стратегию внешней торговли в рыбном хозяйстве России.

Увеличение российского экспорта рыбных товаров в ЕС (и далее в ЕЭП) способствует накоплению средств для увеличения ввоза рыбных товаров, пользующихся спросом у большинства населения России (особенно европейской части).

3 При необходимости Россия может сдерживать экспорт ряда видов продукции на основе квотирования и других мер тарифного и нетарифного регулирования, что не противоречит нормам ФАО, ВТО и ЕС.

В связи со значительными объемами государственного субсидирования рыбного хозяйства в ЕС цены на рыбные товары, производимые в Евросоюзе и ввозимые в Россию в последние годы, были в среднем на 10-15% ниже, чем российские. Это подрывает экономические позиции российских товаропроизводителей (особенно Калининградской и Ленинградской областей).

В 90-е годы уровень субсидирования рыбного хозяйства в ЕС был примерно в 5 раз больше, чем в России, последовательно приближаясь к 1 млрд. долл. (или евро). Сегодня отмечается тенденция усиления субсидирования рыбообрабатывающих предприятий и развивающейся аквакультуры (при сокращении поддержки и даже свертывания флота). В связи с этим ценовая конкуренция по ряду товарных позиций ухудшает экономическое положение российских компаний, работающих на внутреннем и внешнем рынках.

Такая ситуация не является "справедливой" по нормам ВТО, что можно рассматривать как дополнительный аргумент с целью снижения или полной отмены (для ряда товаров, например, трески) ввозных таможенных ставок ЕС на экспортируемые Россией рыбные товары. Это была бы "компенсационная мера", способная обеспечить взаимовыгодную торговлю рыбными товарами и восстановить нарушенный баланс в экономических отношениях между ЕС и Россией.

4 Иначе следует повысить ввозные пошлины на рыбные товары, ввозимые из ЕС или принять другие защитные меры.

По нашим расчетам, при стоимости экспортируемых РФ в ЕС рыбных товаров 385,9 млн. долл. США, из которых около 90% составляют мороженая рыба и мороженое филе с тарифными ставками 8 и 15% соответственно, при полной отмене пошлин ЕС сумма преференций равна 46,6 млн. долл. США и при частичной отмене - от 16,3 до 32,7 млн. долл.

Данные расчеты выполнены автором при участии специалистов Минэкономразвития России в марте 2001 г. по статистике Евросоюза при подготовке раунда переговоров с экспертами ЕС. К сожалению, вопрос до сих пор не решен.

При предоставлении таможенных преференций ЕС произойдет некоторое изменение экспортных поставок (уменьшение их при экспорте в Норвегию, Республику Корея, Японию и США). Однако при относительно высоких таможенных пошлинах ЕС и географическом удобстве экспортных поставок России с Дальнего Востока в США, Японию и др. российские экспортеры не пойдут на кардинальные изменения во внешней торговле в пользу ЕС.

Снижение таможенных ставок ЕС на ввозимые из России рыбные товары имеет определенные выгоды для Евросоюза, так как будет способствовать увеличению импорта экологически чистых рыбных товаров в ЕС (особенно из дальневосточного региона).

5 Необходимо расширение новых форм взаимовыгодного экономического сотрудничества западных инвесторов с рыбопромышленниками и экспортерами России. Так, перспективны проекты совместного экспедиционного рыболовства в отдаленных районах Мирового океана, в том числе с целью поставок в третьи страны и др.

6 Сложилась долговременная тенденция к росту экспорта рыбных товаров из России в ЕС, что следует учесть при разработке концепции ЕЭП. По мнению автора, российские экспортеры могут поднять экспортные цены при поставке рыбопродукции в страны ЕС.

7 В настоящее время Евросоюз разрабатывает основы новой рыболовной политики (Cotton Fisheries Policy).

Как уже отмечалось в печати, с 2003 г. предполагается резко на ряд лет сократить квоты промышленного промысла в связи с сокращением рыбных ресурсов. Так, квота по треске, возможно, снизится на 80% или будет введен временный мораторий на ее промысел. В связи с этим Евросоюз начинает сокращение своего промыслового флота. Избыток судов составляет 8,6 тыс. судов или около 40%. Предстоит резкое сокращение затрат на модернизацию и постройку новых судов. Будет сокращаться экспорт и ограничиваться создание СП с другими странами (в том числе с РФ) в сфере рыболовства.

В этих условиях перед Россией встают новые задачи в развитии внешнеторгового сотрудничества со странами ЕС.

В связи с сокращением располагаемых ресурсов и продолжающимся падением общего промысла Россия не заинтересована в допуске судов Евросоюза для промысла имеющихся у нее водных биоресурсов. Однако создавшаяся в ЕС кризисная ситуация с избыточностью судов может быть с эффектом использована Россией для замены и пополнения своего стареющего флота (особенно судов прибрежного и ярусного промысла и др.). При этом возрастает интерес частного бизнеса России к созданию лизинговых компаний с целью приобретения судов в странах ЕС (особо перспективное поле деятельности для калининградского бизнеса).

8 В последние годы Госкомрыболовство РФ провело работу по повышению качества рыбной продукции в соответствии со стандартами ЕС и требованиями западноевропейского рынка. Повышение эффективности внешней торговли РФ рыбой и морепродуктами требует увеличения доли поставок высокотехнологичной продукции, которая на мировых рынках стоит значительно дороже.

9 Конкурентоспособность отрасли в Европейской части России ниже, чем на Дальнем Востоке, где значительные объемы экспорта (в том числе нелегального) позволяют быстрее модернизировать рыболовный флот и береговую производственную базу.

10 Отработка ряда конкретных условий вхождения России в ЕЭП и ВТО с учетом реальных нужд рыбного хозяйства, именно на Европейской части России (включая Калининградскую область с ее возможным статусом "пилотного региона" сотрудничества с ЕС и отработкой новых норм рыночной экономики для России), может существенно повысить конкурентоспособность российских предприятий вообще.

Учитывая все это, Госкомрыболовство РФ может вести переговоры с ЕС по нескольким направлениям, включая особое удовлетворение торговых интересов ЕС за пределами рыбной торговли. При этом возможно расширить круг участников переговоров с ЕС за счет заинтересованных структур российского бизнеса, находящихся вне системы Госкомрыболовства РФ (Минэнерго, Минприроды, Минатом и др.).

 

 

Rambler's Top100
Hosted by uCoz